Интегрированный урок по русскому языку (2-й класс) "Орфограммы, которые легко запомнить"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока:

  1. Учить разграничивать известное и неизвестное;

  2. Закрепить знакомство с теми орфограммами, которые фактически являются безопасными: окончания имен существительных в именительном падеже; родовые окончания в глаголах прошедшего времени; возвратная частица СЬ в глаголах того же времени;

  3. Расширить представления детей о признаках осени; раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы;

  4. Развивать речь, воображение, образное мышление;

  5. Воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.

Пункт урока

Содержание урока

Время

1.

Организационный момент.

1мин
2. Минутка каллиграфии. 2мин
3. Сообщение темы и цели.

- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке русского языка мы объединим в один урок несколько предметов: окружающий мир, внеклассное чтение и, конечно, русский язык. Все это нужно для того, чтобы полнее раскрыть цель нашего урока.

- Отгадайте загадку:

“Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья”.

- Сегодня на уроке мы будем говорить об изменениях в природе, которые происходят с приходом осени, попутно повторим все изученные орфограммы, а еще послушаем как об осени писали разные поэты. Постараемся почувствовать их настроение. А поможет нам сама Фея Осени.

1мин
4. Фонетический разбор.

- Первое задание: нужно сделать фонетический разбор слова “осень”.

Осень

[о] – гласный, ударный, обозначен буквой о;

[с ] – согласный, мягкий, глухой, обозначен буквой с;

[и] – гласный, безударный, обозначен буквой е;

[н ] – согласный, мягкий, звонкий, обозначен буквой н;

[ - ] - обозначен буквой ь

2слога, 5букв, 4звука.

5мин
5. Работа над развитием речи.

- Послушайте рассказ.

“Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает светиться. Идешь по лесу – свет. Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым светом…”

- О каком времени года идет речь?

- Что сказано о свете?

- О каких пятнах солнца говорит автор?

- Как автор говорит об осинах?

- А о березах?

5мин
6. Словарная работа.

- Запишем названия деревьев, о которых пишет автор.

- В каком слове нет орфограммы? Запишите его.

- Где можно проверить написание других двух слов? Запишите эти слова и запомните их написание.

3мин
7. Работа над стихами.

“Осень делят на два периода. Первый – от первых заморозков до конца листопада, второй – от конца листопада до начала зимы. О разных периодах осени писали многие поэты. Это и Пушкин, и Тютчев, и Фет, и Есенин. Каждый из них передавал свое настроение, свои чувства.”

- Послушайте, как об этом пишет Пушкин.

“Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.”

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (грусть, восхищение, радость)

- Почему такие разные чувства вызвало стихотворение? Какие слова передают грусть, тоску? А восхищение, радость?

-Послушайте, как об осени писал Есенин.

“Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.”

- Какую картину представили вы, слушая это стихотворение?

- Вернемся к уроку русского языка.

5мин
8. Работа в парах.

- У вас на есть карточки разного цвета. На одних написаны названия предметов, а на других – действия предметов. Вам нужно подобрать к карточке с названием предмета карточку с действием предмета.

ЛЕТ. ПРОШЛ.
ОСЕНЬ НАСТУПИЛ.
НЕБ. ПОТЕМНЕЛ.
ЛИСТВ. ОСЫПАЛ.СЬ
ТРАВ. ПОЖУХЛ.
ПОЛ. ОПУСТЕЛ.
КАПУСТ. НАЛИЛ.СЬ

- Проверьте свою работу, сравнив ее с доской.

Запись словосочетаний с комментированием.

Итог урока.

4мин
9. - Что мы повторили на сегодняшнем уроке? 10мин
10. - Что нового вы запомнили?

- Что вам понравилось?

2мин