В составлении этого конспекта мне помогла книга Е.В.Прима “Развитие социальной уверенности у дошкольников”.
Программное содержание:
- Формирование у детей навыков сотрудничества и взаимодействия в разных ситуациях (вступление в контакт с другими детьми, объединение с ними, проявление внимания к ним, умение договариваться друг с другом).
- Активизация умения различать основные эмоциональные состояния на основе зрительного сличения пиктограмм и персонажей.
- Развитие и обогащение эмоционального мира детей
- Развитие умения выражать свои эмоции разными способами: вербально, мимикой, в рисунке.
- Совершенствование навыков детей в двигательно-пространственной ориентации.
Материал к занятию:
- Аудиозапись музыки (“Грезы” Р.Шуман)
- Мешочек
- Бейджи-эмблемы белого и черного цветов (четное количество)
- Сказочные ворота, задрапированные под клетки
- Шахматный ковер (8на8 клеток)
- Дидактические карточки “Найди маску” (по количеству детей)
- Дидактическая игра “Подбери настроение”
- Пиктограммы: “радость”, “печаль”, “удивление”, “злость”, “страх”.
- Восковые мелки, фломастеры, карандаши
- Шаблоны масок
- Карандаши, фломастеры, мелки
- Шахматные фигуры (Рисунок 1)
Рисунок 1
Предварительная работа:
- Рассматривание пиктограмм “радость”, “печаль”, “удивление”, “злость”, “страх”.
- Группа разделена на две рабочие зоны: первая – шахматное королевство, где застелен шахматный ковер, установлены ворота, шахматные фигуры расставлены в произвольном порядке на ковре; вторая - столы с принадлежностями для рисования.
Ход занятия
1 часть
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Послушайте…(звучит волшебная музыка)
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в Волшебную страну. Но попасть туда не так просто.. Давайте подумаем, как мы можем туда попасть?
Ответы детей.
-
Деление на команды.
-Нас много, поэтому мы разделимся на две команды. Каждый достанет из этого мешочка бейджик определенного цвета.
Дети осуществляют выбор и прикрепляют бейджик на одежду.
-Команды – стройся в одну шеренгу. Дети строятся друг напротив друга и поочередно приветствуют друг друга поклоном.
-
“Сороконожка”.
-Итак, мы готовы к путешествию, а попадем мы в эту страну при помощи сороконожки. Для этого каждая команда берется друг за друга руками и мелкими шагами по лабиринту идет вперед. Шагаем, не торопясь, мелкими шагами.
Молодцы, ребята!
-Мы оказались у ворот. На них написано, что войти мы сможем, если каждый из вас назовет имена трех сказочных персонажей, но персонажи эти должны быть добрыми.
Дети называют имена персонажей.
-Отлично, вы справились и ворота открыли для нас свои двери. Ребята, а знаете, куда мы попали, посмотрите вокруг себя внимательно? Ответы детей ( в волшебную страну).
2 часть.
-Обратите внимание на это (обращается внимание детей на клеточный узор). Перед детьми лежит шахматный ковер.
-Как же может называться эта страна? (ответы детей) Правильно, это Шахматная страна. Поэтому мы с вами тоже стали жителями шахматной страны. Обратите внимание на цвет бейджиков. Выстраивание по командам.
Чтобы в шахматы играть,
надо хорошо их законы знать!
Будем учиться ходить,
как шахматные фигуры.
- Команда черных встает напротив команды белых по краям поля. Чтобы правильно ходить, нужно быть внимательным, слушать команды педагога и шагать вместе.
-Все мы сейчас пешки. Как ходит пешка? Потихонечку, шажком, из клетки в клетку прямо, не прыжком.
Педагог:
Черные пешки…..шаг вперед!
Белые пешки …..шаг вправо!
Черные пешки…..шаг влево!
Белые пешки …..шаг вперед!
Черные пешки…..шаг вправо!
Белые пешки …..шаг влево!
-Молодцы, пешки! Вы очень дружны и внимательны!
-
Игра “Сделай ход”
В игре участвуют шесть фигур по три от каждой команды. Ваша задача перейти с одной стороны поля на другую, не столкнувшись друг с другом. Ходим только по очереди. Если столкнулись, надо договоритья кто, кого пропустит. Фигуры ходят только своим шагом, остальные дети - судьи.
-Итак, ребята, легко ли вам было договариваться друг с другом? Ответы детей. Молодцы.
-А вот нас вышли поприветствовать жители страны шахмат. Рассматривают. Кого вы видите среди них. Давайте назовем их имена.
- Вы видите что-нибудь необычное в облике фигур? Детей подводят к осознанию настроения каждого. Внимательно рассматривают каждую фигуру, обращая внимание на то, какая эмоция выражена на фигуре.
- Это кто? Ответ детей. Она выражает “радость”, потому что у нее веселые глаза, брови приподняты, губы улыбаются. Аналогично рассматриваются фигуры с эмоциями “печали”, “злости”, “удивления”, “страха”. Делается вывод о том, что свое настроение можно выразить лицом, то есть мимикой.
-
Физкультминутка “Как живете?”
-Как живете? – Вот так!
Дети поднимают большой палец.
-Как плывете? - Вот так!
Руки перед грудью из центра в сторону.
А бежите? – Вот так!
Бег на месте.
Вдаль глядите? – вот так!
Руки прикладывают козырьком к глазам.
Ждете обед? – Вот так!
Подпирают рукой щеку.
Машете вслед? – Вот так!
Машут рукой.
Утром спите? – Вот так!
Руки под щекой.
А шалите? – Вот так!
Надувают щеки, хлопают по ним руками.
Здорово у нас получилось! Шахматы приглашают нас за столы, им надо помочь собрать рассыпавшиеся карточки для игры “Подбери настроение”. Дети проходят за столы, садятся парами и работают сообща (обсуждение игры, какая карточка какое настроение передает).
-
Упражнение “Подбери маску”.
Нужно на карточках определить эмоциональное состояние и найти среди пиктограмм, соответствующую ей. Молодцы, все легко справились. Значит, теперь вы хорошо знаете, какое настроение бывает у окружающих людей. Сейчас на этих масках вы сможете изобразить свое настроение, которое вы испытываете сейчас.
-
Рисование своего настроения.
Рассматривание и краткое обсуждение работ. Определение изображенного настроения. Спасибо!
3 часть:
-Шахматные фигуры хотят с нами попрощаться, ведь нам пора возвращаться домой. Чтобы попасть домой, мы будем лежа на ковре, слушать колокольчик. Как только звук колокольчика совсем затихнет, мы откроем глаза и окажемся дома.
Возвращение.
- Вот мы и вернулись. Где мы с вами побывали? Какое у вас сейчас настроение? Что вам запомнилось больше всего? Ответы детей.
- СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!