Конспект занятия по развитию социальных умений и эмоций в старшей группе "Город шахмат"

Разделы: Работа с дошкольниками


В составлении этого конспекта мне помогла книга Е.В.Прима “Развитие социальной уверенности у дошкольников”.

Программное содержание:

  • Формирование у детей навыков сотрудничества и взаимодействия в разных ситуациях (вступление в контакт с другими детьми, объединение с ними, проявление внимания к ним, умение договариваться друг с другом).
  • Активизация умения различать основные эмоциональные состояния на основе зрительного сличения пиктограмм и персонажей.
  • Развитие и обогащение эмоционального мира детей
  • Развитие умения выражать свои эмоции разными способами: вербально, мимикой, в рисунке.
  • Совершенствование навыков детей в двигательно-пространственной ориентации.

Материал к занятию:

  • Аудиозапись музыки (“Грезы” Р.Шуман)
  • Мешочек
  • Бейджи-эмблемы белого и черного цветов (четное количество)
  • Сказочные ворота, задрапированные под клетки
  • Шахматный ковер (8на8 клеток)
  • Дидактические карточки “Найди маску” (по количеству детей)
  • Дидактическая игра “Подбери настроение”
  • Пиктограммы: “радость”, “печаль”, “удивление”, “злость”, “страх”.
  • Восковые мелки, фломастеры, карандаши
  • Шаблоны масок
  • Карандаши, фломастеры, мелки
  • Шахматные фигуры (Рисунок 1)

Рисунок 1

Предварительная работа:

  • Рассматривание пиктограмм “радость”, “печаль”, “удивление”, “злость”, “страх”.
  • Группа разделена на две рабочие зоны: первая – шахматное королевство, где застелен шахматный ковер, установлены ворота, шахматные фигуры расставлены в произвольном порядке на ковре; вторая - столы с принадлежностями для рисования.

Ход занятия

1 часть

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Послушайте…(звучит волшебная музыка)

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в Волшебную страну. Но попасть туда не так просто.. Давайте подумаем, как мы можем туда попасть?

Ответы детей.

  1. Деление на команды.

-Нас много, поэтому мы разделимся на две команды. Каждый достанет из этого мешочка бейджик определенного цвета.

Дети осуществляют выбор и прикрепляют бейджик на одежду.

-Команды – стройся в одну шеренгу. Дети строятся друг напротив друга и поочередно приветствуют друг друга поклоном.

  1. “Сороконожка”.

-Итак, мы готовы к путешествию, а попадем мы в эту страну при помощи сороконожки. Для этого каждая команда берется друг за друга руками и мелкими шагами по лабиринту идет вперед. Шагаем, не торопясь, мелкими шагами.

Молодцы, ребята!

-Мы оказались у ворот. На них написано, что войти мы сможем, если каждый из вас назовет имена трех сказочных персонажей, но персонажи эти должны быть добрыми.

Дети называют имена персонажей.

-Отлично, вы справились и ворота открыли для нас свои двери. Ребята, а знаете, куда мы попали, посмотрите вокруг себя внимательно? Ответы детей ( в волшебную страну).

2 часть.

-Обратите внимание на это (обращается внимание детей на клеточный узор). Перед детьми лежит шахматный ковер.

-Как же может называться эта страна? (ответы детей) Правильно, это Шахматная страна. Поэтому мы с вами тоже стали жителями шахматной страны. Обратите внимание на цвет бейджиков. Выстраивание по командам.

Чтобы в шахматы играть,
надо хорошо их законы знать!
Будем учиться ходить,
как шахматные фигуры.

  1.  

- Команда черных встает напротив команды белых по краям поля. Чтобы правильно ходить, нужно быть внимательным, слушать команды педагога и шагать вместе.

-Все мы сейчас пешки. Как ходит пешка? Потихонечку, шажком, из клетки в клетку прямо, не прыжком.

Педагог:

Черные пешки…..шаг вперед!

Белые пешки …..шаг вправо!

Черные пешки…..шаг влево!

Белые пешки …..шаг вперед!

Черные пешки…..шаг вправо!

Белые пешки …..шаг влево!

-Молодцы, пешки! Вы очень дружны и внимательны!

  1. Игра “Сделай ход”

В игре участвуют шесть фигур по три от каждой команды. Ваша задача перейти с одной стороны поля на другую, не столкнувшись друг с другом. Ходим только по очереди. Если столкнулись, надо договоритья кто, кого пропустит. Фигуры ходят только своим шагом, остальные дети - судьи.

-Итак, ребята, легко ли вам было договариваться друг с другом? Ответы детей. Молодцы.

-А вот нас вышли поприветствовать жители страны шахмат. Рассматривают. Кого вы видите среди них. Давайте назовем их имена.

  • Вы видите что-нибудь необычное в облике фигур? Детей подводят к осознанию настроения каждого. Внимательно рассматривают каждую фигуру, обращая внимание на то, какая эмоция выражена на фигуре.
  • Это кто? Ответ детей. Она выражает “радость”, потому что у нее веселые глаза, брови приподняты, губы улыбаются. Аналогично рассматриваются фигуры с эмоциями “печали”, “злости”, “удивления”, “страха”. Делается вывод о том, что свое настроение можно выразить лицом, то есть мимикой.
  1. Физкультминутка “Как живете?”

-Как живете? – Вот так!

Дети поднимают большой палец.

-Как плывете? - Вот так!

Руки перед грудью из центра в сторону.

А бежите? – Вот так!

Бег на месте.

Вдаль глядите? – вот так!

Руки прикладывают козырьком к глазам.

Ждете обед? – Вот так!

Подпирают рукой щеку.

Машете вслед? – Вот так!

Машут рукой.

Утром спите? – Вот так!

Руки под щекой.

А шалите? – Вот так!

Надувают щеки, хлопают по ним руками.

Здорово у нас получилось! Шахматы приглашают нас за столы, им надо помочь собрать рассыпавшиеся карточки для игры “Подбери настроение”. Дети проходят за столы, садятся парами и работают сообща (обсуждение игры, какая карточка какое настроение передает).

  1. Упражнение “Подбери маску”.

Нужно на карточках определить эмоциональное состояние и найти среди пиктограмм, соответствующую ей. Молодцы, все легко справились. Значит, теперь вы хорошо знаете, какое настроение бывает у окружающих людей. Сейчас на этих масках вы сможете изобразить свое настроение, которое вы испытываете сейчас.

  1. Рисование своего настроения.

Рассматривание и краткое обсуждение работ. Определение изображенного настроения. Спасибо!

3 часть:

-Шахматные фигуры хотят с нами попрощаться, ведь нам пора возвращаться домой. Чтобы попасть домой, мы будем лежа на ковре, слушать колокольчик. Как только звук колокольчика совсем затихнет, мы откроем глаза и окажемся дома.

Возвращение.

  • Вот мы и вернулись. Где мы с вами побывали? Какое у вас сейчас настроение? Что вам запомнилось больше всего? Ответы детей.
  • СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!