Действующие лица: волк, лиса, заяц, белочки, умные бобры, ученый кот, ежики.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- компьютерная техника;
- оборудование для демонстрации различных видов движения.
План мероприятия
Сцена 1. Беседа в стихах волка и лисы.
Сцена 2. Опыты зайца в лаборатории.
Сцена 3. Загадки на поляне «Знаний».
Сцена 4. Заседание научного совета с повесткой дня:
а) как не надо учиться; докладчик ученый кот;
б) открытия Архимеда, Галилея, Ньютона; докладчики умные бобры;
в) подведение итогов; докладчик ежик.
Ход мероприятия
Действие происходит в лесу. Волк и лиса идут по лесной тропинке и беседуют о природных явлениях. Вдруг видят научную лабораторию, в которой заяц проводит опыты. Заяц рекомендует волку и лисе пойти на волшебную поляну «Знаний», чтобы узнать об ученых-физиках.
На экране – кадры природы.
1.Лиса:
“Милый друг, оглянись, да природе подивись:
Какое совершенство в каждом листике
И в каждом легкокрылом лепестке!
Природа говорит, не зная мистики,
На самом натуральном языке.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?” [1]
Волк:
”Согласен, добрая лиса.
В природе – все чудесно!
Прекрасен утренний восход
И птиц парящих – песня”.
Лиса и волк останавливаются, увидев зайца в научной лаборатории.
Лиса:
”Что делаешь, заяц?
Хотим знать секрет.
Узнал ли законы?
Ты дай нам ответ”.
2.Заяц выполняет опыты, связанные с различным движением тел и говорит:
“Раз, два, три, четыре, пять….
Стал я истину искать:
Изучил я тел паденье.
Этот опыт - о движении”.
“Движенье повсюду, движенье везде:
И в воздухе птица, и рыба в воде,
И жизни нигде без движения нет,
И Солнце летит в хороводе планет.
Вот листья по воздуху долго кружат,
А падает камень быстрее стократ”
(Г. Галилей)
На доске в это время показывают движение различных объектов.
Волк:
”О, мудрый заяц, подскажи, как нам познать природу.
Идут холодные дожди, и молнии сверкают.
Мы не боимся темноты, но грозы нас пугают”.
На доске в это время показывают грозовые разряды.
Заяц:
”Поляна «Знаний» есть в лесу.
Там кот ученый бродит.
Там белки песенки поют и загадки задают”.
3.Волк и лиса идут к поляне «Знаний». Их встречает белочка.
Белочка(1):
”Здравствуйте, лиса и волк.
Мы не водим хоровод.
Познаем науку и не любим скуку.
Всех желающих встречаем
И загадки загадаем.
Кто загадки разгадает,
Доступ к знаниям получает”.
На доске появляются загадки. Белочка говорит загадки. Лиса и волк отвечают. Если ответ правильный, то на интерактивной доске появляется 1 балл, если неправильный, то – 0 баллов. Узнать правильный ответ лисе и волку помогают ежики, сидящие на поляне.
Загадки
- Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет (Снег).
- Пушистая вата плывет куда-то (Облако).
- В огне не горит, в воде – не тонет (Лед).
- Что с земли не поднимешь? (Тень).
- Чудо-птица, алый хвост полетела в стаю звезд (Ракета).
- Сверкает, мигает, огненные стрелы пускает (Молния).
- На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет (Эхо).
- Ты кричал - оно молчало, ты молчал – оно кричало (Эхо) [1].
Белочка (2) говорит лисе и волку:
”Вы верите в мистику и всякую ерунду,
Боитесь вы грома, боитесь грозу.
Вам страшно, когда начинается дождь,
Но вы не отчаивайтесь, мы можем помочь.
Не стоит ходить к шаманам, магистрам,
Не стоит целителей навещать.
Совет наш прост – не нужно бояться,
А лучше физику начать изучать”[1].
4.Ученый кот:
“Заседание научного совета начинается. Сейчас я вам басню свою расскажу о том, как не надо учиться.
У кошки родился котенок,
И кошка сказала ему:
«Отправлю тебя, сынок, в школу –
Учиться котов ремеслу,
Тебе там о многом расскажут,
Помогут о главном узнать:
Как когти точить,
Как мышонка поймать,
Как взвесить сметану
И вес рассчитать…»
Пошел наш котик в школу
И стал там изучать
Строение мышонка
И как его поймать.
Растут откуда лапы?!
А что такое хвост?!
Ловить мыша, как надо,
Так просто не поймешь…
Учил он математику
И физику движения,
И как бежит мышонок,
Его перемещение.
Он строил траектории
И графики узнал,
Поймать скорей мышонка
Сильнее все мечтал…
Закончил котик школу
И к маме побежал –
Обрадовать скорее,
Какой он умный стал!
Увидел он мышонка –
Быстрей его ловить!
Нашел он траекторию
И график стал чертить.
Считал он ускорение,
Длину мыша усов,
Теперь уж наш котенок
Ловить врага готов!
Он посчитал, что нужно,
За мышью побежал,
Но умный наш котенок
Мышонка не поймал…
И почему так вышло,
Никто сказать не мог…
И почему наш котик
Мыша поймать не смог?!
Запомни, друг, суть басни такова:
Теория без практики мертва!”
Умные бобры расскажут нам о великих открытиях Архимеда, Г.Галилея, И.Ньютона
(показ презентаций о жизни и научных открытиях Архимеда, Галилея, Ньютона).
Ёжик:
“Живет всегда природа по своим законам
Мы изучаем их, стремясь понять.
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять.
Без физики не полетели б люди в космос,
Не укротили б атом никогда.
Хотим мы знать, что значат в мире нашем
Солнце, воздух, земля и вода”[1].
Литература
- Н.П.Наволокова, Т.Н.Куценко, Л.Н.Кузнецова под общей редакцией И.Ю.Ненашева. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006 Предметная неделя физики в школе –69с, 71с, 229с, 232с.