Пояснительная записка
Мы растим личность — гуманную, толерантную, способную взять ответственность за свои поступки, имеющую способности, которые позволяют уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.
Почему это важно?
В современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.
Профессиональный долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
Программа классных часов “Я - Волшебник” направлена на содействие личностному росту старшеклассников. Это содействие проявляется в:
- обучении эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях;
- раскрытии внутреннего потенциала старших школьников;
- развитии лидерских качеств и организаторских способностей;
- формировании жизненных навыков, необходимых выпускнику в будущей карьере;
- поддержании учебных целей и стремления старшеклассника к самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться новому.
Цель программы:
Воспитание успешной личности, способной взять ответственность за свои поступки, владеющей самоорганизацией и самоконтролем.
Задачи программы:
научить:
- эффективно управлять саморазвитием,
- осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание,
- ставить цель и добиваться ее реализации;
- конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями, временем;
- успешно развивать учебные навыки;
- самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор;
- плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;
- совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения;
- самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.
Программа составлена с перспективой работы в течение 3 лет с составлением тематического планирования классных часов в соответствии с ситуацией, складывающейся в классном коллективе.
Программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов и обеспечивает реализацию индивидуально-личностного подхода в их воспитании.
Учебно-тематический план
№ | Содержание модулей | Количество часов |
1. | Самопознание и управление саморазвитием. | 8 – 10 |
2. | Развитие личностных качеств. | 5 -8 |
3. | Развитие навыков эффективной коммуникации. | 7 - 12 |
4. | Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации. | До 20 |
5. | Выбор дальнейшего пути: за и против. | 8 - 10 |
Содержание тем модулей программы
Программа включает в себя пять взаимосвязанных разделов, удерживающих целостность целенаправленного саморазвития учащихся. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы.
Содержание работы по разделам представляет собой систему теоретических и практических занятий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника и развивающих личностные качества успешного человека.
Модуль 1. Главное назначение занятий этого раздела - повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Главная задача данного раздела — помочь школьнику создать образ своего “я”, сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у старшеклассника внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки.
Модуль 2. Главная цель заданий этого модуля - развитие характера. Работа начинается с обзора личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности старшеклассника. В центре внимания — работа над своим характером. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.
Модуль 3. Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека — коммуникативных умений. Старшеклассники учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.
Модуль 4. Главная задача этого раздела состоит в обучении выбора разнообразных путей добывания и совершенствования навыков успешного обучения.
Модуль 5. В фокусе данного блока находится планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Внимание учащихся акцентируется на осмыслении жизненных ценностей и потребностей. Старшеклассники учатся делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель, планировать свои учебные и личные дела и выполнять их.
Ожидаемые результаты
Ученик имеет представление и знает:
- о различных способах самопознания;
- какими личностными качествами должен обладать успешный человек;
- как стать более организованным и ответственным;
- как повысить свою самооценку;
- как строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления;
- как планировать свои учебные и личные дела и выполнять их;
- как делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель,
Ученик владеет:
- умением объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки;
- навыком развития таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям,
- умением управлять эмоциями;
- коммуникативными умениями
- навыками добывания знаний и совершенствования успешного обучения.
Формы деятельности: классные часы, анкетирование, диагностические процедуры и тренинги психолога, работа с тьютором, индивидуальные и групповые консультации для родителей и детей, педагогическая поддержка в виде консилиумов, малых педсоветов.
Перспективное тематическое планирование
№ модуля | № дела | Название темы классного часа | Кто привлекается |
1 | 1 | Мои чувства и эмоции, недостатки и достоинства. | психолог |
2 | Мои способности, потребности и жизненные ценности. | Классный руководитель | |
3 | Воспитание внутреннего контролера | психолог | |
4 | Мои таланты — мое богатство | Классный руководитель | |
5 | Главные события в моей жизни | родители | |
6 | Мои жизненные планы | Классный руководитель Тьютор | |
7 | Учимся планировать свои дела и выполнять план | ||
8 | Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями. | Классный руководитель | |
2 | 1 | Эксперимент “Моя самооценка”: как я отношусь к себе, насколько я знаю себя | психолог |
2 | Как я справляюсь с напряжением, тревогой и беспокойством? | психолог | |
3 | Жизненно необходимые умения: уверенность в себе, стрессоустойчивость, целеустремленность, доброта, ответственность, вежливость ,самообладание, организованность. | Родители для пресс-конференции | |
4 | Все, что вы хотели знать об уверенности в себе | психолог | |
5 | Навыки самопрезентации. | Тьютор | |
3 | 1 | Краткий курс человеческих взаимоотношений | Классный руководитель |
2 | Как привлечь к себе внимание и завоевать доверие людей? | психолог | |
3 | Взаимоотношения: толерантность, умение дружить, лидерство, сотрудничество, общение | Классный руководитель | |
4 | Толерантность: что это? К другим людям? К себе? Кого я боюсь? Как поступить? | Социальный педагог | |
5 | Тренировка слушания | Классный руководитель | |
6 | Общение и развитие коммуникативных умений (практикум) | Тьютор | |
7 | Конфликты. Насилие. Как снять нервное напряжение. | психолог | |
4 | 1 | Умею ли я учиться? Интервью с самим собой. | Классный руководитель |
2 | Изучение мотивации обучения школьников на этапе окончания школы. | психолог | |
3 | Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учебой. | Классный руководитель | |
4 | ИТ в учебном процессе | Работник библиотеки | |
5 | Как научиться думать рекомендации для учащихся по учебно-исследовательской работе. | Зам. директора по УВР Классный руководитель | |
6 | Как лучше подготовиться к экзаменам. | ||
7 | Я и экзамен: кто кого, или шанс найти свой путь. | ||
8 | Тренинговые занятия по отработке техник понимания, выстраивания обратной связи, публичного выступления, выстраивания деловой и научной коммуникации, ведения переговоров. | психолог Тьютор | |
9 | Деловая игра “Портфолио или Дневник личных достижений” | ||
10 | Защита своего ИУП. | ||
11 | Проект — это просто, проект — это нужно, проект— это важно. | Классный руководитель | |
5 | 1 | Консультация “Образ будущего” | Тьютор |
2 | Моя будущая карьера | родители | |
3 | Как я ориентируюсь в мире новых профессий? | Классный руководитель | |
4 | Основы выбора профессии | психолог | |
5 | Быть или не быть юристом, журналистом, менеджером, психологом, социальным работником, экономистом,… | Классный руководитель Тьютор | |
6 | Почему нет идеальных профессий, или о теневой стороне труда. | ||
7 | Как организовать профессиональные пробы сил, или выбираем профессию обоснованно. | ||
8 | Профессия и специализация |
Перечень литературы и средств обучения
- Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А. М. Байбаков и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Классные часы. 9 класс / авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Спутник классного руководителя. 8-9 классы / авт.-сост. Н. А. Максименко. - Волгоград: Учитель, 2006.
- Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод, пособие / 3. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова; Под ред. Т. В. Черниковой.—М.: Глобус, 2006.
- 50 идей для классного руководителя. Практическая копилка педагога / М.А. Тыртышная. — Ростов н/Д : Феникс, 2007.
- Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8—11 класс. — М.: ТЦ Сфера, 2006.