Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течении года в профильном — медико - биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, является ознакомительным со сферой начальных медицинских знаний.
Цели курса:
- овладеть основными медицинскими терминами и понятиями;
- уметь применять их на практике;
- расширить знания по биологии;
- сформировать интерес к медицинским профессиям и специальностям;
- овладеть определенными практическими навыками проведения медицинских мероприятий;
- уметь применять полученные знания на практике и выбирать средства для решения поставленных задач;
- профессиональная ориентация;
- формирование умения отбирать необходимый для занятий дополнительный материал.
В программе распределение времени на изучение тем указано ориентировочно и может быть изменено за счет порядка изложения отдельных тем. 20% процентов учебного времени занимают практические работы по всем темам, которые направлены на овладение практическими навыками оказания первой медицинской помощи. В программе отражены и формы контроля знаний учащихся: тестирование, ситуационные задачи, терминологический диктант, работа по карточкам с симптоматикой заболеваний. В программе присутствуют и темы для исследовательской деятельности учащихся и семинарского занятия. Итоговое занятие проходит в виде компьютерной презентации по любой, выбранной учащимися теме курса.
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Основные разделы изучаемого материала |
Формы контроля |
|
Введение. |
||
1 |
Значение первой медицинской помощи |
|
|
2 |
Виды медицинских учреждений, медицинская специализация. |
|
Тестирование |
|
Ранения. Оказание первой медицинской помощи при них. |
||
3 |
Раны. Десмургия. |
|
|
4 |
Первая помощь при ранениях. |
|
|
5 |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при ранениях. Перевязка» |
Наложение повязок:
|
Ситуационные задачи |
|
Кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при них. |
||
6 |
Кровотечения, их виды, характеристики. Гемостаз. |
|
|
7 |
Остановка кровотечений. |
|
|
8 |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при кровотечениях» |
Оказание первой помощи при:
|
Тестирование |
|
Переломы. Оказание первой медицинской помощи при них. |
||
9 |
Переломы, их основные признаки. Иммобилизация. |
|
|
10 |
Первая помощь при переломах. |
|
|
11 |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при переломах» |
Оказание первой помощи при:
|
|
|
Реанимация. |
||
12 |
Состояния клинической и физиологической смерти. Остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности. |
|
|
13 |
Способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. |
|
Ситуационные задачи ( приложение 4) |
14 |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания» |
Оказание первой помощи:
|
|
|
Ожоги и обморожения. |
||
15 |
Ожоги: термические и химические. Степени и симптомы. |
|
Тестирование (приложение 5) |
16 |
Обморожения. Общее обморожение организма. |
|
|
17 |
Практическое занятие «Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях» |
Оказание первой помощи при:
|
|
|
Травматический шок и противошоковые мероприятия. |
||
18 |
Травматический шок и противошоковые мероприятия.. |
|
|
|
Инфекционные болезни. |
||
19 |
Инфекционные болезни: возбудители, группы, причины. |
|
|
20 |
Дезинфекция и профилактические мероприятия. |
|
Терминологический диктант ( приложение 6) |
21 |
Пищевые инфекции: дизентерия, сальмонеллез, холера и другие. |
|
Работа по карточкам с симптоматикой.( приложение 6) |
22 |
Инфекции, предающиеся половым путем. |
|
|
23 |
СПИД. |
|
Сообщения обучающихся |
|
Методы лечения и уход за больным. |
||
24 |
Применение лекарственных средств. |
|
|
25 |
Семинар «Лекарственные травы». |
|
Индивидуальные задания. |
26 |
Использование животных в лечебных целях. |
|
|
27 |
Нетрадиционные формы и методы лечения. |
|
|
28 |
Уход за больным. |
|
|
29 |
Практическое занятие «Измерение температуры тела, артериального давления, проведение лечебных мероприятий». |
|
|
|
Функциональные характеристики и пробы как показатель состояния здоровья человека. |
||
30 |
Соматоскопия и соматометрия. |
|
Практическая работа в парах.( приложение 7) |
31 |
Практическое занятие «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозиро- ванную нагрузку.». |
|
Практическая работа.( приложение 7) |
32 |
Экскурсия в медицинское учреждение. |
Знакомство с медицинским учреждением. |
|
34 |
Итоговое занятие |
|
Компьютерная презентация |
Литература.
- Чередниченко И.П.,Элективные курсы. Биология 10-11 класс.- Волгоград:Учитель 2007 год
- Составитель Чередниченко И.П.,Элективные курсы. Биология 9 класс. Предпрофильная подготовка - Волгоград:Учитель 2007 год.
- Основы медицинских знаний учащихся, под ред. М.И. Гоголевой — М: Просввещение, 1995 год.
- Воронин П.Г., Маш Р.Д., Методика проведение опытов и наблюдений по анатомии. физиологии и гигиене человека. - М:Просвещение,1983 год
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., Биология. Человек. 8 класс,.- М:Дрофа 2006 год.
Темы для исследовательской деятельности учащихся:
- Виды медицинских учреждений:станция скорой помощи, поликлиника, больница, аптека, амбулатория, госпиталь, санаторий.
- Медицинская специализация.
- Клиническая и физиологическая смерть.
- Инфекционные болезни. Эпидемии, пандемии в истории человечества.
- Синдром приобретенного иммунодефицита. Пути заражения. Симптомы заболевания. Профилактика и лечение.
- Лекарственные растения. Сбор и хранение. Фитотерапия.
- Гирудотерапия — использование лечебных пиявок.
- Использование яда змей и пчел.
- Лечебные свойства мумиё.
- Иглоукалывание.
- Гомеопатия
- Точечный массаж
- Йога
На первом занятии учащиеся выбирают тему для исследования, и по мере изучения материала представляют свои работы.