Экологическое воспитание в школе
Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. А потому каждое
государство—большое или малое, каждый житель планеты Земля несет ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.
Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста.
В нашей школе разработана система экологического воспитания. Уроки дают богатые теоретические знания об охране природы, об окружающий среды, которые обогащаются на занятиях кружка « Юный эколог».
Во вне классное время силой членов кружка проводятся разные мероприятия: конференции, КВН, викторины, экскурсии, экологические исследования, которые требуют тщательную подготовку. Ответы на многие вопросы они находят в практическом общении с природой: ведь именно наши школьники ухаживают за молодыми саженцами, посадками, муравейниками, родниками. Цель этих внеклассных мероприятий—донести до их сознания, что забота о природе не ограничивается одним днём. Это ответственность на всю жизнь.
В прошлом году провели экологическое исследование, изучали влияние кислотности почвы на развитие и урожайность сельскохозяйственных культур и сделали некоторые выводы.
Кислотность почвы - важнейший экологический фактор
Цель: Изучение влияния кислотности почвы на развитие и урожайность культурных растений.
Кислотность почвенного раствора обусловлена наличием в ней ионов водорода. Выражается кислотность почвы символом «pH». pH характеризуется отрицательным логарифмом концентрации водородных ионов. В зависимости от величины pH почвы подразделяются:
Значение pH |
Степень кислотности почв |
Ниже 4,5 |
Сильнокислые |
4,5-5,0 |
Среднекислые |
5,1-5.5 |
Слабокислые |
5,5-6,0 |
Близкие к нейтральным |
6,0-7,0 |
Нейтральные |
7,0-8,0 |
Щелочные |
Кислотность почвы определяют экспериментальным путем. Кроме того кислотность почвы можно оценить методом геоботанической индикации, или фитоиндикации. В кислых почвах обильно растут хвощ полевой, хвощ луговой, сераделла маленькая, фиалка трехцветная. В щелочных почвах хорошо растут крапива, герань луговая и другие.
От чего возникает кислотность почвы?
- Выделение (выдыхание) микроорганизмами и корнями растении углекислого газа, при растворении которого в воде образуется угольная кислота.
- Образование некоторых форм гумуса, имеющих повышенную кислотность. Это может происходит при переработке трудноразлагаемого органического вещества --- например, хвойной подстилки.
- Высасывание растениями с почвенной влагой катионов щелочных и щелочноземельных металлов (калия, натрия, кальция, магния), преводящие к обогащению почвенного раствора кислотными компонентами.
- Внесение кислотообразующих удобрений. К таким удобрениям относятся, прежде всего аммиачные удобрения на основе мочевины, преобразовании которой в нитратную форму, усвояемую растениями , сопровождается образованием азотной кислоты.
- Кислотные осадки, которые участились в последние годы, и при которых в почву с дождевой водой попадают серная, азотная и сернистая кислоты. Обычный дождь (некислотный) содержит также угольную кислоту за счет растворения углекислого газа.
- Грозовые дожди.
- Кислотность так же зависит от почвообразующей материнской породы.
Урожайность культурных растений в СПК «Урняк»
СПК «Урняк» всего имеет 4367га посевных участков. 211га земли - среднекис-лые, 2384га – слабокислые, близкие к нейтральным- 1577га и 195 га нейтральные почвы.
№ п/п |
Культурные растения |
Оптимальные значения |
Вид почвы |
Урожайность (ц/га) |
||
2005 |
2006 |
2007 |
||||
1 |
Рожь |
5.0-7.5 |
Среднекислые |
24.2 |
- |
22.7 |
2 |
Пшеница |
6.0-7.3 |
Слабокислые |
37 |
32 |
24 |
3 |
Гречиха |
4.7-7.5 |
Слабокислые |
- |
14 |
12.7 |
4 |
Ячмень |
6.0-7.5 |
Среднекислые |
21.7 |
20.8 |
19.6 |
5 |
Горох |
6.0-7.0 |
Слабокислые |
18.2 |
- |
12.9 |
6 |
Овес |
5.5-7.5 |
Слабокислые |
- |
22.1 |
23.5 |
Вывод
- Горох, пшеница, ячмень, дают хороший урожай только на нейтральной и ближе к нейтральной почве.
- Рожь, гречиха, овес не снижают свою урожайность и на слабокислой почве.
- Среднекислая и кислая почва снижает и ухудшает урожайность всех культурных растений.
Практическая работа
Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки.
Цель: определить экологическое состояние почвы по кислотности.
Оборудование и приборы: весы технические, кювета эмалированная, лопатка, пакеты полиэтиленовые, поддон, сушильный шкаф (100-1050С), контрольная шкала образцов окраски растворов, раствор универсального индикатора, пипетка-капельница (0,10 мл.), пробирка с меткой «5мл.», раствор хлорида калий(1,ОН), стакан на 200мл., цилиндр мерный на 50 мл.
Выполнение работы
- Лопаткой отберем пробу по 0,5 кг. из пяти точек, используя метод «конверта», длина стороны квадрата 5м.
- Поместим пробы на поддон и перемешаем пробы лопаткой.
- Отберем инородные включения в почве (камни, корни, древесину, остатки организмов, мусор и др.)
- Поместим образец почвы в кювету.Перенесем почву с кюветой в сушильный шкаф и выдержим ее при температуре 100-1050С не менее 3 часов.
- В стакан поместим 50 г. высушенной (охлажденной) почвы.
- Добавим к почве раствор хлорида калия в количестве 125 мл. ( т.е 5мл. раствора на 2 г. почвы).
- Перемешаем содержимое стакана в течении 3-5 минут с помощью лопаткой.
- Отфильтруем содержимое стакана через бумажный складчатый фильтр, собирая готовую вытяжку в нижнем стакане. Вытяжка должна быть однородной и не содержать частиц почвы.
- В пробирку наливаем 5 мл. солевой вытяжки.
- Добавим в пробирку пипеткой- капельницей 4-5 капель раствора универсального индикатора.
- Покачивая пробирку, перемешаем содержимое.
- Окраску раствора сразу же сравним с контрольной шкалой, выбирая ближайший по характеру окраски образцу шкалы(pH=5,3)
Вывод: Кислотность почвы на исследуемом пришкольном участке равняется pH=5,3
Влияние кислотности почвы на овощные культуры
Цель опыта: изучение влияния кислотности почвы на овощные культуры
Ход опыта. На пришкольном саду выделили 24 участка по 10м² и сажали картофель, морковь, столовую свеклу и помидор. Провели опыт в трех вариантах с двумя повторами.
I Вариант – контроль. Кислотность почвы pH=5,3. Известкования не провели.
II Вариант - на каждую грядку по 6кг извести (полдозы).
III Вариант - полная доза извести -12кг.
В этих участках все работы проводились одновременно.
Результаты урожая занесены в таблицу:
Варианты | Морковь |
Картофель |
Свекла столовая (кг) |
Помидор |
I Вариант |
34 |
14 |
16 |
23 |
II Вариант |
38 |
21,4 |
25 |
24,2 |
IIIВариант |
38,8 |
17,2 |
31,3 |
24 |
Как видно по таблице кислотность почвы прежде всего влияет на урожайность столовой свеклы: на участке с 0,5 дозой извести урожай повышается на 56%, а с полной дозой на 95%. Урожайность моркови соответственно 11% и 14%, помидора- 5% и 4,3%.
При полдозы извести урожайность картофеля повышается на 18% , а при полной- на 4% уменьшается. Ученые доказали, что известкование участка картофеля нужно провести под предыдущей культурой.
Выводы
- Кислотность почвы на разные культуры влияет по-разному. Столовая свекла хорошо растет только на нейтральной почве. Морковь , помидор растут и на слабокислых почвах, хорошо усваивают питательные вещества, а картофель дает хороший урожай на участках близких к кнейтральным
- При известковании у многих растении повышается усваиваемость питательных веществ и появляются хорошие условия для микроорганизмов, которые улучшают физические свойства почвы.
- При севообороте надо учитывать кислотность почвы и влияние её на растения.
Диаграмма урожайности овощных культур
Литература
1.А.А.Сударкина и др. «Химия в сельском хозяйстве» -М.: «Просвещение»,1981.
2.А.Г.Ляпин, М.А.Усов. «Основы агрономии».
3.М.Я.Лемешев «Природа и мы».
4.Ю.В.Новиков «Экология, окружающая среда и человек» -М.; издательство Гранд,2000.
5.Экология России. Хрестоматия.(сост. В.Н. Кузнецов- М.:АО «МДС», 1995)