Цель занятия:
- учить детей доброте;
- приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птицу от гибели;
- дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
Ход занятия.
1. Входит ученик в шапочке воробья и читает стихотворение В. Берестова:
О чем поют воробышки
В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы выжили!
Мы живы! Живы мы!
1. Ведущий.
Об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы.
-Какие птицы зимуют в нашей местности, вы узнаете, отгадав загадки.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ….. (снегири).Кто присел на толстый сук
И стучит: тук – тук, тук – тук? (дятел)Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её ….. (сорока).Скачет птичка по дорожке,
Собирает быстро крошки.
А потом на ветку прыг.
И чирикнет: «Чик – чирик!» (Воробей)Клюв его на «ХА» похож,
Для шишек очень он хорош. (Клёст).
Молодцы! Много зимующих птиц знаете!
Сейчас зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
В первую очередь надо позаботиться о синицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой. Они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.
Ведущий:
- А чем подкармливать можно птиц?
3. Сообщения учеников (рассматривание принесенного детьми корма).
- Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав.
- А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки, для них же подходят кромки пшеничного хлеба. У воробьев – толстый клюв, им подходит зерно.
- Тонкий, острый клюв – у птиц, которые будут клевать и сало, и творог (синицы, дятлы). Кроме того синицы своими острыми клювами могут расклевать семена дыни, арбуза, тыквы, подсолнечника.
- Красавцы – снегири любят ягоды рябины, бузины.
- Щеглы – семена лопуха – репейника, лебеды, крапивы, конского щавеля.
- Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.
- Кроме семян, синицы любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки их обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветках. На толстые ветки или в кормушках эти лакомства класть нельзя, бесполезно – утащат вороны.
4. Конкурс кормушек (дети демонстрируют свои кормушки из пакетов из – под сока, молока, бутылок, банок, сеток).
5. Раздается стук в дверь (входит Дед Мороз с Базилио и лисой Алисой)
Дед Мороз: Здравствуйте, ребята! Шел мимо, вижу, эти озорники елку собираются пилить. Они, случайно, не из вашего класса?
Дети: Нет!
Дед Мороз: Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли в лесу елки рубить?
Дети: Нет!
Дед Мороз: Правильно, для праздников я специально елки в своем питомнике выращиваю. За ними и звери, и птицы, и лесники помогают мне присматривать.
Дед Мороз: Дети, за что вы зиму любите?
Дети: Новый год; елка; снега много; можно на лыжах, санках, коньках кататься. Деревья в инее. Красиво!
Дед Мороз: Так – то оно так, когда снега много, вам хорошо, зато птицам голодно. Не могут птахи из – под снега корм себе добывать, а уж в стужу им совсем плохо. Помогаете ли вы им зимой, подкармливаете ли?
Дети: ДА!
Мальчик (показывает свою кормушку)
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Мы вешаем кормушку
Для птичек на сучок.
Девочка: Дедушка Мороз, можно мы вам расскажем, какую елку для птиц устраиваем.
(Дети читают стихотворение З. Александровой «Птичья елка»)
- У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый год,
На высокой стройной ножке
Чудо елочка встает. - Эта елка не простая
И она не для ребят. - Возле елочки летая,
Птицы весело свистят - Тут и дятел, и синицы,
Снегири и воробей – - Все хотят повеселиться
Возле елочки своей! - Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда. - Но зато для птиц кормушки
Мы повесели туда! - Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад - И в саду, не умолкая,
Колокольчики звенят.
Дед Мороз: А можно вашу елочку посмотреть? Хочу увидеть, чем наградили вы птичью елку. (Дети с Дедом Морозом идут к елке).
- Да вы просто замечательные ребята! А бывает, что никто не позаботиться о птицах. Иногда и кормушки висят, да корма в них забывают насыпать.
- Теперь я спокоен за моих пичужек! Спасибо, ребята! До свидания!
Литература
- Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим азбуку, играя: занимательные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте. – М.: 5 за знания, 2007.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.: «Асар», 1999.
- Постникова Е.А. Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: Поурочные разработки. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001