Внеклассное занятие "Птичья елка"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия:

  • учить детей доброте;
  • приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птицу от гибели;
  • дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Ход занятия.

1. Входит ученик в шапочке воробья и читает стихотворение В. Берестова:

О чем поют воробышки
В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы выжили!
Мы живы! Живы мы!

1. Ведущий.

Об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы.

-Какие птицы зимуют в нашей местности, вы узнаете, отгадав загадки.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ….. (снегири).

Кто присел на толстый сук
И стучит: тук – тук, тук – тук? (дятел)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её ….. (сорока).

Скачет птичка по дорожке,
Собирает быстро крошки.
А потом на ветку прыг.
И чирикнет: «Чик – чирик!» (Воробей)

Клюв его на «ХА» похож,
Для шишек очень он хорош. (Клёст).

Молодцы! Много зимующих птиц знаете!

Сейчас зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

В первую очередь надо позаботиться о синицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой. Они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.

Ведущий:

- А чем подкармливать можно птиц?

3. Сообщения учеников (рассматривание принесенного детьми корма).

- Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав.

- А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки, для них же подходят кромки пшеничного хлеба. У воробьев – толстый клюв, им подходит зерно.

- Тонкий, острый клюв – у птиц, которые будут клевать и сало, и творог (синицы, дятлы). Кроме того синицы своими острыми клювами могут расклевать семена дыни, арбуза, тыквы, подсолнечника.

- Красавцы – снегири любят ягоды рябины, бузины.

- Щеглы – семена лопуха – репейника, лебеды, крапивы, конского щавеля.

- Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.

- Кроме семян, синицы любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки их обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветках. На толстые ветки или в кормушках эти лакомства класть нельзя, бесполезно – утащат вороны.

4. Конкурс кормушек (дети демонстрируют свои кормушки из пакетов из – под сока, молока, бутылок, банок, сеток).

5. Раздается стук в дверь (входит Дед Мороз с Базилио и лисой Алисой)

Дед Мороз: Здравствуйте, ребята! Шел мимо, вижу, эти озорники елку собираются пилить. Они, случайно, не из вашего класса?

Дети: Нет!

Дед Мороз: Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли в лесу елки рубить?

Дети: Нет!

Дед Мороз: Правильно, для праздников я специально елки в своем питомнике выращиваю. За ними и звери, и птицы, и лесники помогают мне присматривать.

Дед Мороз: Дети, за что вы зиму любите?

Дети: Новый год; елка; снега много; можно на лыжах, санках, коньках кататься. Деревья в инее. Красиво!

Дед Мороз: Так – то оно так, когда снега много, вам хорошо, зато птицам голодно. Не могут птахи из – под снега корм себе добывать, а уж в стужу им совсем плохо. Помогаете ли вы им зимой, подкармливаете ли?

Дети: ДА!

Мальчик (показывает свою кормушку)

У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Мы вешаем кормушку
Для птичек на сучок.

Девочка: Дедушка Мороз, можно мы вам расскажем, какую елку для птиц устраиваем.

(Дети читают стихотворение З. Александровой «Птичья елка»)

  1. У серебряной дорожки,
    Лишь наступит Новый год,
    На высокой стройной ножке
    Чудо елочка встает.
  2. Эта елка не простая
    И она не для ребят.
  3. Возле елочки летая,
    Птицы весело свистят
  4. Тут и дятел, и синицы,
    Снегири и воробей –
  5. Все хотят повеселиться
    Возле елочки своей!
  6. Не блестят на ней игрушки
    И не светится звезда.
  7. Но зато для птиц кормушки
    Мы повесели туда!
  8. Прилетают птичьи стаи
    К нам на елку в зимний сад
  9. И в саду, не умолкая,
    Колокольчики звенят.

Дед Мороз: А можно вашу елочку посмотреть? Хочу увидеть, чем наградили вы птичью елку. (Дети с Дедом Морозом идут к елке).

- Да вы просто замечательные ребята! А бывает, что никто не позаботиться о птицах. Иногда и кормушки висят, да корма в них забывают насыпать.

- Теперь я спокоен за моих пичужек! Спасибо, ребята! До свидания!

Литература

  1. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим азбуку, играя: занимательные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте. – М.: 5 за знания, 2007.
  2. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.: «Асар», 1999.
  3. Постникова Е.А. Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: Поурочные разработки. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001