Объяснительная записка
Большое место во внеурочной работе по
географии занимают экскурсии. Экскурсия – это
организованное, коллективное посещение
природных, промышленных объектов с целью
изучения и сбора краеведческого материала.
Экскурсии имеют большое познавательное и
воспитательное значение: они конкретизируют,
углубляют, расширяют знания учащихся.
На экскурсиях учащиеся проверяют на практике
многие теоретические знания и переводят их в
умения и навыки. Каждую экскурсию руководитель
заранее готовит. Предварительно ему необходимо
самому побывать на месте экскурсии; найти
наиболее интересные объекты; продумать характер
самостоятельных наблюдений; наметить основные
вопросы для итоговой беседы. Должны быть
подготовлены к экскурсии и учащиеся.
Учитель знакомит детей с задачами и целью
экскурсии, ставит перед ними вопросы, которые они
должны будут решать на экскурсии, распределяет
задания для наблюдений и сбора материала.
Успех экскурсии во многом зависит от её
организации. Главное, чтобы учащиеся знали, что и
как надо увидеть, рассмотреть, узнать.
Экскурсия на родник «Аксакал».
Цели экскурсии:
- Знакомство с родником «Аксакал».
- Описание родника по плану.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: универсальная индикаторная бумага, цветная шкала рН, термометр, пробы воды, мерный цилиндр, секундомер, мерная лента, шарик.
I этап. Подготовка к экскурсии. Обсуждение плана работы.
- Географическое положение.
- Место нахождения родника.
- Вид угодий.
- Характер прилегающего рельефа.
- Размер и конфигурация родника (диаметр, глубина).
- Характер почв.
- Характер истечения.
- Дебит родника.
- Общая характеристика воды (содержание ионов водорода в воде, мутность, цвет воды, запах, прозрачность).
- Состояние родника.
- Куда впадает
- Расстояние до ближайшего водоёма.
- «Дерево решений» (Как улучшить экологическое состояние родника?).
- Творческая страничка.
II этап. Проведение экскурсии.
III этап. Оформление собранных материалов. Составление паспорта родника.
Паспорт родника «Аксакал».
- Географическое положение – РТ, г. Чистополь.
- Место нахождения родника – район кирпичного завода, на дне оврага.
- Вид угодий – склоны оврага с травянистой растительностью.
- Характер прилегающего рельефа – овраг.
- Размер и конфигурация родника: диаметр – 55 см, глубина – 1,09 м.
- Характер почв – суглинок.
- Характер истечения – напорный.
- Дебит родника (скорость вытекания) – 0,29 м/сек.
- Общая характеристика родника – вода прозрачная, бесцветная, без запаха, мутность воды = 1 мг/литр, рН = 7,0 (среда нейтральная), температура воды +6оС.
- Состояние родника – в полуразрушенном состоянии, сохранилась металлическая труба, беседка, лестница.
- Куда впадает – в р. Берняжка.
- Расстояние до ближайшего водоёма – около 100 м.
- «Дерево решений» (прилагается).
- Творческая страничка (прилагается).
«Дерево решений»
Как улучшить экологическое состояние родника?
а) Ликвидация источника загрязнения:
– запрет выпаса скота в водоохранной зоне,
– установка мусорных баков, своевременный вывоз отходов.
б) Ликвидация последствий загрязнения:
– привлечение внимания администрации г.Чистополя,
– собственное участие в решении проблемы:
– сбор и распространение экологической информации,
– проведение экологического мониторинга,
– выступление в школьной газете,
– обращение к жителям микрорайона,
– изменение образа жизни,
– участие в природоохранных акциях:
– уборка территории,
– благоустройство склонов оврага.
Творческая страничка
Аксакал
Я смотрел, как блестит вода в роднике,
Слышал я – журчит она вдалеке.
Верилось мне – так будет всегда
Люди будут пить воду – это будет живая вода.Я слышу рёв самолётов – слёзы в глазах.
В роднике гнилая вода – я почувствовал страх,
Слева в груди – сильная, жгучая боль,
Всё горит, всё кипит, пылает огонь.Подумай – зачем рядом горькие травы,
Зачем «Аксакал» превратили в канаву…
Неужели хотят умереть от отравы?..
И.Тишин, ученик 9 «А» класса