Задачи:
1. Образовательные:
- ввести понятие уравнения, рассмотреть случай решения уравнения с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым;
- закрепить решение составных задач на нахождение целого;
- отрабатывать навыки быстрого и стабильного счета в пределах 9.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- умение анализировать;
- правильную математическую речь.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Ход урока.
| 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). | ||||||||||||||||||||||
|
Приветствие учителем учеников. - А чем бы вы сегодня хотели заниматься на уроке математики? - Хорошо, тогда предлагаю начать нашу работу с устных вычислений. |
Дети перечисляют ряд видов деятельности | |||||||||||||||||||||
|
2. Актуализация знаний. - счет до 20→ и ← - сосчитайте от 12 до 20, от 8 до 3, от 9 до 13 |
||||||||||||||||||||||
| - Назовите число предыдущее 5 (учитель выставляет карточку с ответом на доску) | - 4 | |||||||||||||||||||||
| - Назовите число меньше 1 на 10 (учитель выставляет карточку с ответом на доску) | - 9 | |||||||||||||||||||||
|
- Назовите число, которое стоит между числами 4 и 6. - Дан ряд чисел 4. 9, 5. |
||||||||||||||||||||||
| - Назовите большее число, меньшее число. Дайте характеристику числу 9. | - Больше 9, т.к. стоит правее в ряду натуральных чисел, меньше 4, т.к. стоит левее в ряду натуральных чисел. | |||||||||||||||||||||
| - На сколько 9 > 4, 4 < 9. А как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? |
- На 5, т.к. 9 – это 4 да 5. - Чтобы узнать, на сколько одно число < или > другого нужно из большего вычесть меньшее. |
|||||||||||||||||||||
| - Найдите в ряду число, которое можно заменить суммой одинаковых слагаемых |
- 4 = 2 да 2 - 9 = 3+3+3 |
|||||||||||||||||||||
| 3. Постановка проблемы. | ||||||||||||||||||||||
|
- К Вам в гости пришли 9 детей. - Скажите, на какие совокупности (группы) их можно разделить? |
- На совокупность девочек (обозначим буквой “Д”) и мальчиков (обозначим буквой “М”), а все вместе они ребята (буква “Р”). | |||||||||||||||||||||
|
- Восстановите деформированные равенства. М + Д=Р 4 + 5=9 |
- Дети отслеживают правильность работы у доски (вызванных учеников) с помощью сигнальных карточек: все верно – зеленый круг ошибка – красный. |
|||||||||||||||||||||
| - Как же найти часть? | -Нужно из целого вычесть известную часть. | |||||||||||||||||||||
| - Как найти целое? | - Нужно известные части сложить. | |||||||||||||||||||||
| - Ребята принесли на шарах слово (открываю). Прочтите его. | - Уравнение. | |||||||||||||||||||||
|
- А как вы думаете, что оно обозначает? - Зачем оно нам на уроке? - На доске таблички с математическими записями. Как вы думаете, какая из них будет уравнением? |
||||||||||||||||||||||
|
- Выберите нужную на ваш взгляд табличку. - 4+5=9 - +5=9 - х+5=9 - 4+5>8 - 4+5<10 |
Дети высказывают предположения, объясняют, что вероятно тема урока будет связана с уравнением. | |||||||||||||||||||||
|
- Почему же наши мнения разделились? Почему мы не пришли е единому решению? |
- Мы не знаем, что такое уравнение. | |||||||||||||||||||||
|
4. Открытие нового знания. - Итак, уравнение – это равенство. |
||||||||||||||||||||||
| - Все ли таблички нам подойдут? |
- Нет. 4+5>8, 4+5<10 это неравенство, т.к. есть знак <, > - 4+5=9 это равенство, где все компоненты известны |
|||||||||||||||||||||
| - Уравнение – это равенство с неизвестным компонентом. | ||||||||||||||||||||||
| - что же общего у записей на оставшихся табличках? | - Это равенства | |||||||||||||||||||||
|
Х+5=9 |
- Суммы (в записях знак +, значит суммы) - Одинаковые целые (результаты) - Одинаковая вторая часть (второе слагаемое) |
|||||||||||||||||||||
| - А чем они различаются? | - В первой записи 1 часть (1-е слагаемое) изображено окошком, а во второй буквой Х (значком). | |||||||||||||||||||||
|
- Да, ребята! Обе эти записи будут уравнением, но математика – наука точная и каждый раз неизвестные компоненты не могут изображать “окошками”, поэтому математики приняли решение обозначать неизвестные компоненты латинскими буквами (демонстрирую), а чаще всего буквой Х. |
- На доске остается табличка Х+5=9 |
|||||||||||||||||||||
| - Мы уже умеем находить значения выражений, а как вы думаете, можно ли решать уравнения? | - Да, наверное, не знаю. Версии ответов могут быть разными. | |||||||||||||||||||||
|
- Вопрос к тем, кто сказал “Да”. Что же значить – решить уравнение? - Хорошо, давайте попробуем. |
- Наверное, найти неизвестный компонент Х в равенствах. | |||||||||||||||||||||
| 5. Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||
|
6. Работа с учебником - Откройте учебник стр.20 и найдите задание № 1. |
||||||||||||||||||||||
| - Как вы думаете, что записано в 1-ом задании? | - В первом задании записаны уравнения. | |||||||||||||||||||||
| - А чем отличается уравнение под буквой а) от того, с которым мы познакомились (оно на доске). | - Неизвестный компонент обозначен знаком вопроса, а на доске буквой Х. | |||||||||||||||||||||
| - Давайте вместо знака вопроса подпишем букву Х. | ||||||||||||||||||||||
| - Как называется неизвестный компонент в первом уравнении? | - Частью (2-м слагаемым). | |||||||||||||||||||||
| - А как найти неизвестную часть Х ? | - Из целого вычесть известную часть. | |||||||||||||||||||||
| - Верно ли найден неизвестный компонент Х? | - Да, т.к. если к 3 звездочкам прибавить 2 флажка получится 3 звездочки и 2 флажка. | |||||||||||||||||||||
| - Ребята, значение найденного Х называется корнем уравнения, в данном случае 2 флажка – корень уравнения. | ||||||||||||||||||||||
| - Два других уравнения решите сами и подготовьте “шкалу успеха”. | -Коллективная проверка + “шкала успеха”. На этом этапе осуществляется самооценка работы учащимися | |||||||||||||||||||||
| - Скажите, а чтобы легче было решать уравнение, что же нам может помочь? | - Четкий алгоритм работы (порядок действий, выполнение которых ведет к достижению результата). | |||||||||||||||||||||
| - Давайте определим алгоритм работы над уравнением. | ||||||||||||||||||||||
|
Задание 3 в левом прямоугольнике. - Что мы выполним сначала |
|
|||||||||||||||||||||
| 7. Физкультминутка. | ||||||||||||||||||||||
| 8. Первичное закрепление. | ||||||||||||||||||||||
|
Доска - На доске весы, используя данные на чашах весов, составьте уравнение. |
- На левой чаше гиря 2 кг и мешок Х – это части. - На правой чаше гиря 4 кг – это целое. - Чаши уравновешены, т.е. левая чаша держит вес такой же, как правая чаша и между ними можно поставить знак = (записываем в тетрадь). |
|||||||||||||||||||||
| - А теперь, используя алгоритм, решим составленное уравнение. | ||||||||||||||||||||||
| - А как называется значение Х, которое мы нашли? | -Корнем уравнения. | |||||||||||||||||||||
|
- Откройте с.21 учебника и найдите № 5 а). - Сравните наше решение с образцом. Верно ли мы решили уравнение, пользуясь алгоритмом. - Давайте составим уравнение б). - Тогда б) решите самостоятельно, а Антон решит нам это уравнение на закрытой доске. |
||||||||||||||||||||||
|
9. Рефлексия деятельности (итог урока) - Что же нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Урок заставил задуматься над… - Что вам показалось особенно интересным? - Как вы оцениваете свою работу? - Кого мы можем поблагодарить? |
||||||||||||||||||||||
