Цель:
- Обобщить и закрепить знания по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»:
- за 10 мин самостоятельной работы написать логическую цепочку строения вещества пользуясь предоставленным шаблоном, написать основные положения теории строения вещества не пользуясь дополнительным материалом, выделить отличия вещества в разных агрегатных состояниях пользуясь картинками;
- Развивать внимание, память, речь, самоконтроль, способность переключаться на различные виды деятельности;
- Воспитывать культуру устной и письменной речи, культуру работы в паре и группе.
Задачи:
-
с точки зрения деятельности учителя (мотивационные):
- вовлечь учащихся в игру с помощью информационных технологий (презентации);
- помочь школьникам сформулировать основные положения теории строения вещества;
- научить учащихся составлять логическую цепочку строения вещества;
-
с точки зрения содержания материала (знаниевые):
- закрепить знания о том, что вещество состоит из отдельных частиц, между ними есть промежутки, они непрерывно и хаотично движутся, между ними действуют связи притяжения и отталкивания;
- закрепить знания об отличиях в агрегатных состояниях вещества;
-
с точки зрения деятельности учащихся:
- опираясь на понятие «вещество» выбрать вещества из предложенных образцов, опираясь на понятие «молекула» собрать модель предложенной молекулы;
- учащиеся должны соотнести положение теории и его опытное доказательство;
- продолжить формирование умения самоконтроль.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Форма: игра-путешествие
Возраст учащихся: 7 класс.
Год обучения: первый.
Место урока в учебном плане:
Данный урок является последним в теме: «Первоначальные сведения о строении вещества». Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по строению вещества.
К моменту проведения урока учащиеся изучают физику уже месяц (два часа в неделю) и обладают следующими ЗУН:
- умеют различать вещества и тела;
- умеют объяснять наблюдаемые опыты с точки зрения строения вещества;
- знают понятия «вещество», «молекула», «агрегатное состояние»;
- умеют различать агрегатные состояния по рисункам;
- умеют объяснять различия в строении вещества в разных агрегатных состояниях;
В данном уроке у учащихся продолжается формирование навыков:
- работы с раздаточным материалом;
- работы с наглядными пособиями;
- самоконтроля;
Обеспечение урока:
- презентация в Power Point
- карточки с заданием
- карточки самоконтроля
- опорный конспект
- приложение
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- портреты ученых: Демокрит, Ломоносов, Ньютон, Галилей, Декарт, Дальтон, Гей-Люссак, Авогадро
- вода, марганцовка, песок, пластилин, карандаш, стаканчик, шарики для сборки молекул, магниты, спиртовка
- опыты рис. 16, 17, 27 (учебник Перышкин. Физика – 7)
План урока.
- Постановка цели урока (1010 – 1012).
- Актуализация знаний (1012 – 1017).
- Историческая справка (1017 – 1020).
- Постановка опытов (1020 – 1025).
- Сборка молекул (1025 – 1030).
- Узнавание вещества (1030 – 1035).
- Самостоятельная работа (1035 – 1045).
- Домашнее задание (1045 – 1047).
- Подведение итогов урока (1047 – 1050).
Ход урока
1. Постановка цели урокаУчитель. На предыдущих уроках вы изучали строение вещества. Сегодня мы вспомним все, что вы знаете о веществе и постараемся выяснить, кто как усвоил эту тему.
У вас на столах имеются наборы с оборудованием, бланки планов работы, бланки с заданиями и бланки самоконтроля.
2. Актуализация знаний
Мы сегодня с вами совершим экскурсию по городу ВЕЩЕСТВО. Вот он перед вами (слайд №1).
Чтобы войти в город, нужно выполнить первое задание у вас на карточке.
Задание №1. Распределить из предложенных компонентов вещества и тела по три примера в каждый столбик.
ВЕЩЕСТВА |
ТЕЛА |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
Давайте проверим. У кого какие получились вещества? (варианты детей ). Хорошо, оцените себя в карточке самоконтроля.
Вот мы и вошли с вами в город, а теперь совершим экскурсию по его достопримечательностям.
Первой мы посетим картинную галерею (учитель открывает портреты ученых, закрытые на доске).
В ней представлены портреты ученых, которые создавали и прославляли этот город. Сейчас вы узнаете, кто они и почему их так любят и почитают в городе. А может они вам знакомы и вы знаете их вклад в развитие города? (варианты детей) Слайд №2.
Древнегреческие философы считали, что вещества состоят из отдельных частиц.
Ученые, такие как Ломоносов, считали, что материя состоит из мельчайших частиц – корпускул.
Ученые, такие как Гей-Люссак, дали науке количественные доказательства существования атомистической теории, но с ними вы будите знакомиться более подробно в старших классах.
А теперь мы будем двигаться дальше и из картинной галереи направимся в мастерские ученых. Любая теория должна подтверждаться практикой, поэтому ученые трудятся над доказательствами своих теорий.
Опыты: (показывает учитель) рис. 16, 17 стр. 16; рис. 23 стр. 21; рис. 27 стр. 25 [1]
№2. Объясните, что доказывает опыт?
РИСУНКИ |
ОПЫТЫ |
||
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА |
Эти опыты доказывают основные положения теории строения вещества, запишите их (слайд №5-6).
Оцените свои знания в листе самоконтроля.
Дальше мы прогуляемся по городу и поближе познакомимся с его жителями. Они все разные, но вот зовут их одинаково. Кто знает их имя? (молекулы или атомы)
Что бы лучше узнать их, выполните третье задание.
Задание №3. Собрать молекулу, как показано на рисунке.
ГРУППА №1. |
РИСУНОК |
Н2О – молекула воды |
ГРУППА №2 |
РИСУНОК |
NaCl – молекула поваренной соли |
ГРУППА №3 |
РИСУНОК |
CO2 – молекула углекислого газа |
Давайте посмотрим на наших жителей. Все справились с заданием? Тогда поставьте отметку в карточке самоконтроля.
С жителями мы познакомились, но не понятно, почему одинаковые молекулы так странно передвигаются по городу. Одни ходят группами очень близко друг к другу, другие тоже группой но на расстоянии , а третьи сами по себе. Кто поможет мне понять эту странность? (разные агрегатные состояния).
Давайте изобразим их.
Задание №4. Узнай вещество и докажи, что узнал его верно (дай характеристику по плану: форма и объем, взаимодействие молекул).
РЯД №1. ПАР
РЯД №2. ЛЕД
РЯД №3. ВОДА
Давайте проверим, правы ли вы и вспомним характеристики агрегатных состояний (слайд №8).
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Нам пора прощаться с городом, перед этим мы вспомним все, что сегодня узнали (слайд №3)
ФИЗ.ПАУЗА.
Вы хорошо отдохнули, а теперь напишите с.р.
Возьмите бланки с самостоятельной работой и заполните их.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Схема: СЛЫШАЛИ → ВИДЕЛИ → ДЕЛАЛИ → ЗНАЕМ
На листе самоконтроля заполните пустой квадратик, чтобы знать как готовиться дома.
Всем спасибо, все свободны.
Список литературы:
- А.В. Перышкин «Физика 7».