Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа-2100" . Тема: "Творчество Сергея Есенина. Стихи "Поет зима, аукает", "Пороша"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить учащихся со стихами Сергея Александровича Есенина “ Поет зима, аукает”, “ Пороша”.
  2. Учить выполнять анализ стихотворений, выделять метафоры, олицетворения.
  3. Развивать интерес к творчеству поэта.
  4. Воспитывать через поэзию чувство прекрасного.

Оборудование:

  • портрет поэта С. Есенина,
  • фонохрестоматия к программе по музыке 2 класс “ Мелодия”( виолончель, фортепиано),
  • книги - С. Есенин “ Лебедушка” - издательство “ Малыш” - 1983 год.

Выставка сборников произведений С. Есенина:

  • С. Есенин – “ Избранное” М. “ Просвещение” - 1989 год.
  • Библиотека 20 век: поэт и время. С. Есенин “ Стихотворения и поэмы”. М. “ Молодая Гвардия”. – 1989 год.
  • С. Есенин “Стихотворения и поэмы” - М. “ Советская Россия” - 1985 год.
  • С. Есенин “ Избранное” - М. “ Детская литература” - 1985 год.
  • С. Есенин “ Снежные ветры” - М. “ Советская Россия” - 1985 год.
  • Журнал “ Крестьянка” № 10, октябрь – 1995 год. Статья “ 100 лет со дня рождения С. А. Есенина” - страницы 26, 27.

Ход урока

I. Организация класса к уроку:

Ребята, сейчас у нас с вами урок чтения. Я думаю, что сегодня все готовы работать только на “5”.

II. Чтение авторского текста вслух. Переход к новой теме:

Открываем страницу учебника – 66. 1 ученик читает отступление про нашу героиню Настю.

Учитель: Настя не успела рассказать, как прекрасен был зимний лес, а наши ученики прочитают свои сочинения, где они рассказывают о прекрасном времени года. Первое сочинение называется “ На лыжах по зимнему лесу”, а второе – “ Зимушка – зима”.

Переход к новой теме:

Ребята, а как вы думаете, почему сегодня мы заговорили о красоте зимней природы?

Да, так как зимняя природа удивляет нас своей красотой, и не только нас. О красоте зимней природы поют песни, сочиняют стихи. Такие стихи написал С. А. Есенин.

III. Постановка новой темы:

Сегодня вы познакомитесь с творчеством С. А. Есенина, узнаете некоторые данные из его биографии, а также будете учиться делать анализ стихотворений.

IV.Знакомство с биографией С. А. Есенина:

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В 2008 году исполнилось 113 лет со дня его рождения. Родился он в Рязанской губернии в селе Константинове. С 2 лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти все детство Есенина.

Сам Есенин вспоминал: “ Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Также они меня учили плавать. Бросали в воду, а я отчаянно плескал руками. Лет 8 – ми я хорошо плавал, лазил по деревьям, среди мальчишек был большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

Бабушка меня любила из всей мочи, и нежности ее не было границ.

Когда я подрос, меня отдали в церковно – учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. Но этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам”.

Так вспоминал о своем детстве С. Есенин. Вообще он был человеком очень талантливым. Он рос среди коренных русских пахарей, испокон веков лелеющих “черную, потом пропахшую землю”, знающих цену каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. От вечного труженика крестьянина передалась будущему поэту сыновняя привязанность к родной земле, ее озерам и рощам, рассветам и закатам. Всю свою любовь к родной земле он передавал в своих стихах.

Жил он в очень трудное, для нашей страны, время. На его коротком веку произошло три войны и три революции. И хотя прошло уже более 80 лет со дня его смерти, но стихи его живут в наших сердцах. Он не забыт, его помнят и любят.

Его стихи и поэмы переведены на многие языки, издаются в разных странах.

“ Есенин – один из величайших поэтов мира, один из честнейших поэтов мира…” - сказал турецкий поэт Назым Хикмет.

Из дальних и близких уголков нашей страны, со всех континентов планеты почитатели творчества Есенина приезжают в село Константиново в музей поэта.

Недавно на наших экранах был продемонстрирован фильм о жизни и творческом пути С. А. Есенина.

Наши ребята выучили стихи С. А. Есенина.

Звучит музыка. Стихотворения “ Береза”, “ С добрым утром” рассказывают подготовленные ученики.

- Понравились вам стихи?

V. Работа над стихотворениями:

Сегодня мы будем работать над двумя стихотворениями “ Поет зима, аукает” и “Пороша”.

Первое стихотворение “Поёт зима, аукает”.

  • Самостоятельное чтение учащимися стихотворения “ Поет зима, аукает”.
  • Выразительное чтение учителем;
  • О чем это стихотворение?
  • Встретились ли вам непонятные слова?
    Разбор слов: стозвоном, ставни.
  • Все стихотворение делится на столбцы – строфы.

- Сколько строф в этом стихотворении? 4

- Сколько строчек в каждой строфе? 6

Значит это шестистишие, а если 2 строки? Называется двустишие.

- Какова тема этого стихотворения? ( Описание зимы).

- Какова идея? Что хотел изобразить поэт? ( Он хотел изобразить всю суровость зимней погоды, что очень холодно. Птицы озябли. Хотел показать, что в такое холодное время все ждет тепла, наступления весны).

- Какое время года? Скорее всего это январь, самое суровое, холодное время.

- Можно ли сказать, что это начало или конец зимы? ( Нет).

- Какое время суток? ( День). Почему?

-Найдите сравнения:

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется.

-Найдите олицетворение, предание данному предмету черт человека.

Поет, баюкает, стучит, дремлют, снится, злится, аукает

- Найдите метафоры – употребление слов в переносном значении, например:

Железная дверь – железная рука. Метафорами являются глаголы

В нашем случае: поет, аукает, баюкает, плывут, стелется, стучит, злится, снится.

- Какой цвет можем увидеть в стихотворении?

Седые, серый с белым – заснеженный лес, воробышки – коричневый, солнце – красное, желтое.

Есть и другие средства изобразительности, которые применяются в стихотворениях, но мы их пока не берем.

VI. Физминутка (2 мин. )

Закроем глаза. Поиграем глазами в часики. На слова тик-так водим глазами влево и вправо (по 3 раза), затем вниз и вверх (3 раза). Закройте глаза. Откройте глаза.

Посмотрим себе на кончик носа, затем на жирную точку на доске (3 раза).

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!

VII.Разбор стихотворения “ Пороша”:

- 4 строфы;

- четверостишие;

- разбор непонятных слов для детей;

- Тема: “ Описание зимы”;

- Идея: изобразить тихую зимнюю погоду, неморозную;

- какой месяц зимы – точно не определить;

- время суток – день;

- сравнения:

Понагнулась, как старушка;

Словно белою косынкой подвязалася сосна;

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.

- Олицетворения: заколдован, дремлет, подвязалась, понагнулась, оперлася на клюку, убегает, стелет.

- Метафоры: дремлет, подвязалася, понагнулась, оперлася, стелет, убегает.

- Цвет: серые вороны, бело все, дятел – серый с красной шапочкой.

Молодцы, ребята. А теперь ответьте на вопрос 2 страница 67.

VIII.Чтение стихотворений про себя, подготовка к выразительному чтению.

IX.Выразительное чтение у доски.

X.Итог урока: с творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? Понравились ли вам стихи С. А. Есенина? Чему учились? Оценивание работ учащихся.

Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение.