Сценарий стартовой программы "Люби и знай свой город и край"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: патриотическое воспитание обучающихся воспитанников школ города Томска.

Задачи:

- дать старт программы;
- содействовать развитию краеведческого интереса у обучающихся;
- создать условия для проявления групповой активности участников школьных команд;
- предоставить возможность реализации творческих способностей участникам актива программы;
- показать рейтинг программы в городе.

Оформление: банер с логотипом программы; флаги России, Томской области, г. Томска и  краеведческой программы «Люби и знай свой город и край»; аэродизайн (бело-зелёные шары).

Оборудование: экран, мультимедийный видеопроектор, звуковая  и  световая  аппаратура.

До начала программы участники школьных команд 5 – 11-х классов образовательных учреждений города проходят регистрацию, организаторы вручают им положения и задания, тексты песни, блокноты и ручки для участия  в викторине.

1. Звучат позывные.

На экране видеоролик  «Любимый уголок Вселенной», на фоне музыки звучат стихи  о Томске. 

Над нами звёздный мир прекрасный,
Не счесть галактик, звёзд, планет;
Любуемся мы солнцем ясным,
Нас озаряет звёздный свет.

В космическом пространстве этом,
Где время в вечность, в даль бежит,
Земля, красавица – планета
Миллиарды лет кружит.

На самой сказочно-красивой
Планете с именем Земля
Великая страна Россия,
Её леса, моря, поля …

В России на холмах, равнинах,
Заметный и со звёздных трасс,
Наш Томский край и Томск старинный
Отчизна, родина для нас.

Томская земля родная
Душе и сердцу дорога –
Нигде таких красот не знают,
Как наши реки и тайга.

Наши улочки, бульвары,
Современные дома,
Каменные тротуары
И резные терема
Навсегда в легендах будут,
Нигде такого в мире нет!
Это сказка, это чудо,
Каких не видел белый свет!

С каждым годом город краше,
Он будет вечно молодым.
И дорожим мы прошлым нашим,
Гордимся городом своим!

И все считаем мы недаром:
Наш город необыкновенный,
Томск наш – центр земного шара,
Любимый уголок Вселенной!

 2. Приветствие ведущих.

Музыкальный акцент на выход ведущих.

- Добрый день, дорогие ребята!
- Добрый день, уважаемые педагоги!
- Мы рады приветствовать всех участников городской краеведческой программы  «Люби и знай свой город и край»!
- Нашу стартовую программу мы начали с отрывка из фильма «Любимый уголок Вселенной», созданного  командой  гимназии № 13.
- И вновь прозвучали прекрасные стихи о любимом Томске.
- 7 октября 1604 года был основан г. Томск и 7 октября 1997 года родилась наша городская краеведческая программа.
- Сегодня мы именинники: и ребята – участники программы, и взрослые, ваши учителя, и мы – актив программы. Двенадцатый  год вместе с педагогами и ребятами мы изучаем историю самого красивого и уникального города в мире.

3. Игра – кричалка 

- Мы очень любим наш город, видим, как из года в год хорошеет, растёт и развивается наш Томск, сохраняя при этом свой неповторимый облик, изучаем его историческое и культурное наследие.
- Наша программа так и называется … «Люби и знай свой город и край».
- Чтобы все  ребята,  впервые принимающие участие в нашей программе запомнили её название, давайте потренируемся: я произношу первую строчку, а вы все –  название программы.

Историю Томска всегда изучай!
Люби и знай свой город и край!

Город родной для себя открывай!
Люби и знай свой город и край!

4. Игра «Кто есть кто» для школьных команд 5-х классов.

- Ребята, поднимите руки, кто впервые принимает участие в городской  программе «Люби и знай свой город и край»? Каждый участник нашей программы должен быть находчивым, смекалистым, знающим, и просто весёлым. Сейчас мы всё о вас узнаем. Вы готовы к испытаниям?

- Для вас, дорогие ребятишки,
Девчонки и мальчишки,
Проведём вступительные испытания.
Проявите все старание!

- Сейчас я попрошу вас потопать, а потом ответить, какая нога топает сильнее.
Итак, потопайте. А теперь, поднимите руку, у кого правая нога топает сильнее. Вы не любите сидеть на месте, любите движения, кружения и живёте без торможения. А те, у кого левая нога топает сильнее, те всегда всё возглавляют, любым делом управляют.

- А сейчас похлопайте в ладоши. Поднимите руку, у кого правая ладошка хлопает сильнее. У вас искромётный ум и молниеносная смекалка. А те, у кого левая ладошка хлопает сильнее, те склонны к исследованию и гениальным открытиям.

И вы все приняты уже,
Найдёте дело по душе!

- У вас впереди новые успехи, знания, конкурсы, а пока в вашу честь звучат наши дружные аплодисменты. Мы, надеемся и верим, что вы раскроете свои многочисленные таланты.

5. Выступление актива программы.

- По итогам прошлого года более 100 учеников 9 – 10-х классов, участников нашей программы,  получили дипломы знатоков истории Томска, 11 выпускников актива программы получили удостоверения, медали, грамоты, сертификаты.
- Ведь одиннадцатиклассники так заняты! Почему же они принимают участие в нашей программе?
- А пусть об этом расскажут сами ребята.

Звучит музыка, на сцену выходят представители актива программы.

На старте новых дел и трасс
Мы приветствуем сейчас
С признаньем необычным самым
Всех участников программы.

И тех, кто с нами за одно
Не первый год, и кто давно,
И тех, кто в этот добрый час
Впервые нынче среди нас.

Всех нас объединяет снова
Судьба города родного,
К его истории любовь
Нас объединила вновь.

Стоит над Томью град старинный,
Стоит он много-много лет,
О нём сказанья, былины
В душе рождают ясный свет.

В нём слава, красота седая,
Величье подвигов, труда,
Задор и удаль молодая
Не иссякает никогда.

Любовь к силе молодецкой,
Любовь к городу труда
От восторженности детской
Начинается всегда.

Любить город – это значит
О ярком прошлом не забыть,
Всей душой своей горячей
Его историю любить,
Знать традиции и нравы
Тоже очень важно нам
И людей, принесших славу
Городу, сибирякам.

Больше ста команд у нас
В программе трудятся сейчас.
Рефераты, сочинения
Вызывают одобрение.

В наших конкурсах различных
Все участвуют отлично.
Соревнованья, выступления
У всех рождают вдохновение.
Этот праздник наш большой
Приветствуем мы всей душой!
Чтоб стал настрой ещё чудесней,
Мы вам дарим свою песню!

На экране текст  песни «В нашем старом городке». Сл. Я. Халецкого, муз. Т. Хренникова.

- Ребята! У нашей программы есть любимая песня, которая стала почти нашим  гимном. У каждой команды есть текст песни, вы видите его и на экране. Пойте вместе с нами.

Фонограмма песни.

6. Конкурсные испытания.

- Сегодня о своём участии  в программе заявили 120 школьных команд 5 – 11-х классов. Готовность пятиклассников  мы проверили. А команды 6 - 11-ых классов готовы? Проверим. Я произношу первую строчку, а вы продолжаете, произнося название нашей программы.
Историю Томска учить продолжай!
Люби и знай свой город и край!

Участье в программах во всех принимай!
Люби и знай свой город и край!

Наш город родной с судьбою чудесной,
История Томска всем интересна!

- Интересно только то, что знаешь. А мы должны хорошо знать  историю г.Томска. И  сейчас нам предстоит доказать, какие мы знатоки.
- Лицо города определяют его жители. В Томске живут прекрасные люди, любящие свой город и работающие для его процветания, развития образования, науки, культуры.
- И они сегодня будут задавать свои вопросы  юным знатокам.
- У каждой команды есть блокноты и ручки, на которых   вы будете записывать ответы и передавать их в жюри. Не забывайте подписать номер школы и класс.
- Председатель жюри Евжик Ирина Станиславовна, методист Департамента образования администрации г.Томска.
- Член жюри Степанова Ольга Эдуардовна, руководитель актива программы. Ребята из актива помогут собрать ответы и подвести итоги.

1-й вопрос задаёт знатокам глава нашего города Николай Алексеевич Николайчук.

На экране видеоролик № 1  с вопросом.

- Назовите архитектора, автора проекта здания, в котором сегодня располагается мэрия г.Томска. Цена вопроса – 10 баллов.
- Внимание на экран. Звучит правильный ответ. (К.К. Лыгин).

2-й вопрос задаёт Ольга Валентиновна Васильева, начальник Департамента образования администрации г.Томска.

На экране видеоролик № 2  с вопросом.

- Назовите школы которые имеют вековую историю? Каждая правильно названная школа оценивается в 5 баллов.
- Внимание на экран. Звучит правильный ответ. (Школы №№ 2, 3, 4, 5, 10, 16, 21, 31)

3-й вопрос задаёт Эдуард Исаакович Черняк, д.и.н., заведующий кафедрой  музеологии и экскурсионно-туристической деятельности культурологического факультета Томского государственного университета.  Цена вопроса – 20 баллов.

На экране видеоролик № 3  с вопросом.

- Сколько университетов было в Томске до Великой Октябрьской революции?
- Внимание правильный ответ. В Томске до революции был только один университет - Императорский Томский университет.

4-й вопрос задаёт Владимир Николаевич Бударин,  директор Томского областного краеведческого музея.

На экране видеоролик № 4  с вопросом.

- Кому первоначально принадлежало здание, в котором сегодня располагается Томский областной краеведческий музей?  Цена вопроса – 10 баллов.
- Внимание на экран. Звучит правильный ответ. Первый владелец этого здания - Иван Дмитриевич Асташев.

7. Игра «Знаменитые томичи».

  (На экране фотография С. Заплавного с руководителями команд).

- На встрече с ребятами и педагогами Сергей Алексеевич Заплавный, томский писатель, автор замечательных книг «Рассказы о Томске», «Клятва Тояна», «Томские сказания»,  рассказывал о том, как много томичей прославили наш город, страну на весь мир. Сколько важного и, казалось, невозможного они дали стране, миру. Своими земляками мы можем гордиться. Об их свершениях мы должны знать.
- Сам писатель сейчас находится не в Томске, поэтому он просил нас от его имени задать вам следующие вопросы.
- Я буду задавать вопросы и 3 варианта ответов, выберите правильный ответ, напишите и передайте в жюри. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.

На экране вопросы и варианты ответов.

Вопросы командам.

5). Николай Васильевич Никитин, выпускник Томского технологического института (ныне политехнический университет), автор проекта строительства самой высокой башни в Европе. Назовите какой?

  • Эйфелева башня (Франция, г. Париж)
  • Останкинская башня (Россия, г. Москва)
  • Пизанская башня (Италия, г.Пиза)

6). Николай Ильич Камов, тоже выпускник Томского технологического института (1923г.), создатель первого в СССР винтокрылого вертолёта, который установил целый ряд мировых рекордов, и самого популярного вертолёта, известного как

  • «Рейнджер» (вертолет США)
  • «Линкс» (вертолёт Великобритании)
  • «Чёрная акула»

7). Популярный писатель, автор известных детских книг «Волшебник изумрудного города» и его продолжений, «Скитания» и многих других произведений учился в Томском учительском институте (1910г.). Его имя

  • Александр Мелентьевич Волков
  • Аркадий Петрович Гайдар
  • Григорий Остер

8). Иван Ефимкин, уроженец Чаинского района Томской области, создал всем в России известную легендарную игрушку. Назовите какую?

  • Матрёшка
  • «Ванька - Встанька»
  • Кубик - рубик 

- Дорогие ребята! Все итоги видеовопросов будут подведены и включены в таблицу.

8. Добрые слова педагогам.

На экране текст поздравления педагогам.

- Дорогие ребята, всё самое лучшее: знания, культурные традиции остаются в народной памяти, передаются из поколения в поколение, от наших дедушек и бабушек, от родителей, и от наших учителей:

  • талантливых и заботливых,
  • сердечных и самоотверженных,
  • неравнодушных и энергичных,
  • неутомимых педагогов.

- Они открывают ребятам страницы истории нашего любимого города.
- Мы благодарим всех педагогов за подготовку команд к участию в конкурсах и приглашаем принять участие в конкурсе «Высший класс» среди педагогов.

9. Завершение программы.

- Дорогие ребята! Сегодня Томск выступает, как город исторических традиций, уважения и интереса к старине, и одновременно является городом молодости, где каждый житель – человек с большим будущим.
- Любите наш город, цените его уникальность, изучайте его историю, творите будущее. Пусть ваша дорога к новым успехам и достижениям будет доброй и радостной.
- Мы благодарим всех за участие в программе и дарим вам сладкие призы.

10.  На экране фильм «С днём рождения, томичи!», созданный участниками  программы «Люби и знай свой город и край»

За дополнительными материалами обращайтесь к автору