Урок математики "Образование числа 10", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. На доске числовой луч.

Учитель предлагает заполнить пропуски до числа 9.

Учитель: Какое число идет за 9?

Дети: Десять.

2. Учитель предлагает из палочек, которые лежат на партах у детей отсчитать 10.

Учитель: Это число 10.

Учитель: Возьмите только две палочки.

Как теперь сделать число 10?

Дети на партах выкладывают римскую цифру 10-X.

Учитель: Где вы видели такое обозначение цифры 10?

Дети: Такое обозначение числа 10 мы видели на часах.

Учитель: Это римская цифра. А какие цифры нужны, чтобы записать число десять.

Дети: Нужны цифры 1 и 0.

Учитель записывает число 10 на доске, а учащиеся в тетрадях 1 строку.

III. Новый материал.

1.

Учитель: Будем изучать число 10! Расскажите все об этом числе.

Дети: Число 10 больше 9. Число 10 меньше 11, но больше всех чисел, которые стоят до него на числовом луче. Число 10 стоит между 9 и 11.

Учитель: Давайте обозначим это число на числовом луче.

Учитель: 10 – двузначное число. Чем внешне оно отличается от всех предыдущих?

Дети: В нем 2 цифры 1 и 0! А во всех других – только одна.

Учитель: 10 – самое первое, самое маленькое двузначное число. В нем 2 “значка” – цифры. А эти числа – однозначные. Почему?

Дети: Их записывают одной цифрой – “значком!”.

2. Состав числа 10.

Учитель: Как можно получить 10?

Дети предлагают свои варианты. Учитель записывает на доске.

На доске:

Учитель: Запишите в первый ряд все числа, которые меньше 10, во второй ряд – числа от 1 до 1.

Дети записывают в тетрадях, учитель на доске.

Учитель: А теперь устно сложите числа первого и второго ряда. Что вы заметили?

Дети: Мы каждый раз получаем число 10.

Учитель: Проведем наблюдения. Здесь записан состав числа 10. Как вы думаете, сколько примеров вы должны запомнить?

Дети: Только пять, так как остальные повторяются.

Учитель: Запишите их в первый столбик.

Дети выполняют задание в тетрадях, учитель на доске.

На доске:

Учитель: Какую вы видите закономерность?

Дети: Если одно число увеличивается на 1, другое на столько же уменьшается, а результат остается без изменений.

Учитель: Во второй столбик запишите равенства с числами 6, 10, 4.

Дети записывают в тетрадях, учитель на доске.

Учитель: Зачем нам надо знать состав числа 10?

Дети: Чтобы быстро и легко решать сложение и вычитание.

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Тут раздался страшный звон
Побежали мышки вон.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Запомни состав числа.

На доске:

2. Вставьте числа.

3. Зачеркни неверные неравенства. Вставь знак сравнения, числа.

4. Кто самый внимательный? Какого флажок должен стоять в третьем ряду?

V. Подведение итогов.

Учитель: Что нового узнали на уроке?