Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. На доске числовой луч.
Учитель предлагает заполнить пропуски до числа 9.
Учитель: Какое число идет за 9?
Дети: Десять.
2. Учитель предлагает из палочек, которые лежат на партах у детей отсчитать 10.
Учитель: Это число 10.
Учитель: Возьмите только две палочки.
Как теперь сделать число 10?
Дети на партах выкладывают римскую цифру 10-X.
Учитель: Где вы видели такое обозначение цифры 10?
Дети: Такое обозначение числа 10 мы видели на часах.
Учитель: Это римская цифра. А какие цифры нужны, чтобы записать число десять.
Дети: Нужны цифры 1 и 0.
Учитель записывает число 10 на доске, а учащиеся в тетрадях 1 строку.
III. Новый материал.
1.
Учитель: Будем изучать число 10! Расскажите все об этом числе.
Дети: Число 10 больше 9. Число 10 меньше 11, но больше всех чисел, которые стоят до него на числовом луче. Число 10 стоит между 9 и 11.
Учитель: Давайте обозначим это число на числовом луче.
Учитель: 10 – двузначное число. Чем внешне оно отличается от всех предыдущих?
Дети: В нем 2 цифры 1 и 0! А во всех других – только одна.
Учитель: 10 – самое первое, самое маленькое двузначное число. В нем 2 “значка” – цифры. А эти числа – однозначные. Почему?
Дети: Их записывают одной цифрой – “значком!”.
2. Состав числа 10.
Учитель: Как можно получить 10?
Дети предлагают свои варианты. Учитель записывает на доске.
На доске:
Учитель: Запишите в первый ряд все числа, которые меньше 10, во второй ряд – числа от 1 до 1.
Дети записывают в тетрадях, учитель на доске.
Учитель: А теперь устно сложите числа первого и второго ряда. Что вы заметили?
Дети: Мы каждый раз получаем число 10.
Учитель: Проведем наблюдения. Здесь записан состав числа 10. Как вы думаете, сколько примеров вы должны запомнить?
Дети: Только пять, так как остальные повторяются.
Учитель: Запишите их в первый столбик.
Дети выполняют задание в тетрадях, учитель на доске.
На доске:
Учитель: Какую вы видите закономерность?
Дети: Если одно число увеличивается на 1, другое на столько же уменьшается, а результат остается без изменений.
Учитель: Во второй столбик запишите равенства с числами 6, 10, 4.
Дети записывают в тетрадях, учитель на доске.
Учитель: Зачем нам надо знать состав числа 10?
Дети: Чтобы быстро и легко решать сложение и вычитание.
Физкультминутка
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Тут раздался страшный звон
Побежали мышки вон.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Запомни состав числа.
На доске:
2. Вставьте числа.
3. Зачеркни неверные неравенства. Вставь знак сравнения, числа.
4. Кто самый внимательный? Какого флажок должен стоять в третьем ряду?
V. Подведение итогов.
Учитель: Что нового узнали на уроке?