Тема. Искусство Древнего Египта. Украшение в жизни древних обществ.
Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства.
Цели. Дать более широкое представление об искусстве Древнего Египта и в частности декоративно- прикладного искусства с помощью информационных технологий.
Уметь различать декоративное искусство разных времен,
воспитывать эстетический вкус и уважение к культуре другого народа.
Уметь сравнивать и различать декоративно - прикладное искусство различных народов.
Оборудование:
Зрительный ряд: Творческие работы учащихся
Таблицы с элементами и оберегами Древнего Египта.
ТСО: мультимедиа проектор. Компьютер, презентация.
Материалы и инструменты: краски, кисти, фломастеры, альбом.
Задание: Нарисовать украшение Древнего Египтянина
Форма организации: индивидуально - групповая
План урока
- Оргмомент.
- Сообщение темы урока
- 3. Изучение нового материала.
- Актуализация знаний
- Физкультминутка
- Практическая работа
- Итог урока
(Перед учащимися развешены таблицы с искусством Древнего Египта, работы учащихся,включен мультимедиапроектор. На экране карта Древнего Египта)
Оргмомент
Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка подготовленности классного помещения (рабочих мест учащихся и учителя ) к уроку. Организация внимания.
(Выявления факта выполнения домашнего задания. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками.)
Сообщение темы изучения нового материала
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами немного попутешествуем. Наш Путь лежит в Древний Египет- удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций,
Отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей.
ОБЬЯСНЕНИЕ ТЕМЫ.
Наше с вами путешествие мы начнем с самого известного египетского города МЕМФИС. Здесь мы познакомимся с архитектурой Древнего Египта.
(Слайд 4)
Самые известные архитектурные памятники это пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина - жилища предназначенные для посмертной жизни владык.(перед вами находится одна из самых высоких пирамид-пирамида Хеопса, которую построил архитектор Хемиун в 27 в до. Н. э. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека. Эта пирамида была воздвигнута руками рабов. Сто тысяч человек строили ее в течении 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства. Гигантские сооружения Древнего Египта остались в веках как памятник этим безвестным строителям.2. (Слайд 5.) Следующий слайд - Это храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины- фараона, правившей Египтом в конце16 в. до н. э. Храм этот - одно целое с окружающим пейзажем. Он словно вытекает из огромной отвесной скалы, ступенями террас спускаясь к долине, протягивая к ней пологие пандусы, вторя горным склонам. Ряды стройных колонн прекрасно согласуются с вертикальными складками скал. И в то же время формы сооружения своей подчёркнутой геометричностью и строгой ясностью утверждают её рукотворность, словно напоминая, что перед нами плод размышлений и вдохновенного труда человека.
3.Колонада храма Амона – Ра построенном в 15 в. До н. э. (Слайд 6)
4. (Слайд 7) Саркофаг Тутанхамона. Обряд царского погребения отличался особой пышностью. Для царской мумии изготавливали из драгоценных металлов саркофаги, которые вкладывались один в другой. Вот один из них принадлежащий Тутанхамону. С каким великолепием и мастерством украшена ее поверхность рядами мельчайшего орнамента.
Скульптура. Следующая остановка нашего путешествия город Эль – Амаран. Здесь мы с вами познакомимся со скульптурой древнего Египта
1. (Слайд 9)Перед нами статуи фараона Аминхотепа 3.Огромные фигуры фараонов были высечены из гранита восседающие на троне. Эти статуи стояли при входе в храм.
2. (Слайд 10) На этом слайде мы видим статую знатной египтянки, и головной убор знатной египтянки. Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали нарядная повязка или металлический обруч. А на запястьях, чуть выше локтя, и на ногах великолепные браслеты.
Б)Посмотри как величественная египетская царица в парике и калазирисе, на ней нарядная полосатая одежда, плотно прилегающая к телу и подчеркивающая ее статность.
3. (Слайд 11) Маска Тутанхамона, она является подлинным шедевром декоративно-прикладного искусства. На не запечатлено красивое лицо двадцатилетнего правителя. Инкрустация из лазурита подчеркивает контуры глаз, линии бровей, строгую красоту полосатого головного убора, украшенную символами власти. Великолепное царское ожерелье с мельчайшими перегородками- змейками, заполненными самоцветами.
4. (Слайд 12) На этом слайде мы видим статую фараона Рахотепа и его жены. Создавая каменные статуи, мастер соблюдал особые правила. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая- к коленям. Это неестественная поза живого человека. Фараоны, вельможи и боги были изображены так, словно они заколдованы: вперед устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.
(Слайд12) Голова Нефертити в царском уборе. Посмотрите как прекрасно это лицо, как величественна. Египтяне придавали большое значение портретному сходству. Статуя должна быть похожа на покойного, чтобы душа ее узнала и могла вселиться в нее.
Настенная роспись. Рельеф (Слайд 14-16) Искусство Древнего Египта не мыслилось без ярких и чистых красок : празднично расцвечивались архитектурные сооружения, раскрашивались скульптуры и рельефы, звонко расписывались стены. Краски были минеральные. Белая добывалась из известняка, черная из сажи, красная из красной охры и. т. д. Дренвнеегипетским художникам было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Я был художником,опытным в своем искусстве…Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного…выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того кто мечет копье, и согнутого походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой “- так говорил скульптор, живописец и мастер декоративно- прикладного искусства Иртисен , живший в 21 в до н. э
Давайте рассмотрим эти настенные росписи. (Охота в нильских зарослях) эта сцена из жизни египтян, а вот рядом мы видим роспись царского мастера и его жены. Посмотрите как нарисованы фигуры,какие у них позы, какие художник использует цвета.
На втором слайде мы видим боевую сцену с изображением фараона и сцену из жизни фараона. Эти росписи обычно выполнялись в храмах, гробницах, дворцах.
Внешний вид или одежда египтян А сейчас мы попробуем узнать в чем же ходили египтяне.
1. (Слайд 18) На первом слайде мы видим Фараонов в клафте и тиаре. Фараон – полновластный правитель Египта- почитался как сын Бога на земле. Нарядные красочные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе. Головной убор издавна отличал правителей всех стран. Фараон и его сановники носили великолепный полосатый платок клафт, ниспадающий по бокам строгими полосами и сплетенные на спине наподобие косы. Царственное величие фараона подчеркивали священные символы- изображение урея (кобры- защитницы) и грифона. Знаком власти фараона была и высокая тиара- двойная корона, украшенная теми же символами. Два скипетра- изогнутый жезл и треххвостый бич, а также искусственная борода были знаком царского достоинства и могущества.
2. (Слайд 19) На этом слайде мы видим различия в одежде египтян разных сословий. И царица и рабыня носили узкое платье на лямках- калазирис. Однако их платья отличались не только качеством материала, но так- же отделкой и украшениями.
Основной частью мужского костюма был набедренник, или передник, крепившийся на поясе. У фараона и его приближенных были передники изысканной формы из дорогой ткани, поверх которых надевали прозрачные тонкие одеяния. Фараон и знатные египтяне носили пышные парики. размеры и форма которых свидетельствовали о социальном положении их владельца, великолепные, богато орнаментированные воротники-ожерелья в виде солнца.
Шкура леопарда была верхней одеждой жрецов- служителей храма, которые надевали ее во время служения.
Особые знаки отличия в одежде были и у чиновников. Они носили удлиненный передник, парик, ожерелье и короткую искусственную бороду
Одежда египетских воинов состояла из просторного набедренника со вставкой из кожаного полотнища в форме перевернутого бутона цветка или “сердца.”
Одежда бедняка была скромной: простые формы, льняная ткань, примитивные украшения из глины.
Ремесла Древнего Египта. (Слайд 21) Следующая остановка нашего путешествия это ремесла древнего Египта. В городах Древнего Египта процветали ремесла. Искусные мастера- гончары, камнетесы, резчики, литейщики, ткачи, ювелиры, - создавали произведения декоративного искусства, поражающие непревзойденной тонкостью работы, высоким художественным мастерством.
1.(Слайд 22) У египтян сложилась своя четкая система декоративной символики. Одним из самых значимых символов был лотос. Он олицетворял собой красоту, бессмертие, вечную жизнь. Вот стройный удлиненный сосуд, который как бы поддерживают хрупкие ажурные плоскости с изображением стеблей с цветами лотоса и папируса. Это не просто красивые изображения, а символ объединения южного и северного Египта. С каким изяществом сумел передать художник плавную текучесть линий стебельков, образующих узорочье сквозной решетки. Внизу по сторонам высокой ножки изображены также знаки силы.
2. (Слайд 23) Вот туалетная ложечка для косметики в форме священного цветка лотоса, который бережно поддерживает плывущая девушка. Посмотри как тонко и изящно решена форма предмета. Форму ручки очерчивают плавные изгибы женского тела, перетекающего в саму ложечку- цветок, над которым возвышается прелестная головка египтянки. Как красив цвет слоновой кости в сочетании с черным деревом и нежной раскраской.
3. Обратите внимание на неожиданное решение других ложечек.
А теперь ответе на такие вопросы: Что привлекло ваше внимание.( Ребята отвечают на вопрос.) 2.Что можно сказать об их форме и декоре.
Ювелирное искусство. И наконец наша последняя остановка в путешествии по Древнему Египту – это ювелирное искусство. А теперь давай познакомимся с искусством древних ювелиров, работавших при царском дворе. Это нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги. На всем лежит печать чрезмерной роскоши и изысканной утонченности. Многие украшения предназначались для торжественных шествий, церемоний. Материалом для них служили золото, драгоценные и полудрагоценные камни, цветная смальта, - непрозрачное стекло, которое научились делать египтяне.
1. (Слайд 27) На них можно увидеть знаки – обереги, знаки –пожелания, древние символы богов и царей, выстроенные в узоры- тексты с символическим значением. Давайте посмотрим на них: Скарабей был символом бога утреннего солнца,катящего диск по небу так же, как жук навозный катит шарик по песку.
Часто на украшениях встречается изображения священной змеи, ладьи вечности. ока уаджет, -защищающего от любой беды и символизирующего воскресение после смерти., лотос –знак вечной жизни.
2 (Слайд 28-29) Обрати внимание на сложный многоярусный узор, который включил в себя эти символы, на дивное разноцветье камней, на благозвучное сочетание естественных природных цветов в украшении. В самом верху возвышается лунный диск с изображением фараона среди богов. Завершают сложный узор орнамент из крупных цветов лотоса и изображения кобр- защитниц по его сторонам. Это украшение своим образным строем как бы выражало идею могущества и бессмертия египетского царя. Рядом мы видим браслет с изображением глаза - уаджет. Такие браслеты носили только знатные египтянки.
3.Вот массивная подвеска – пектораль великолепной работы с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны. Такое нагрудное украшение клали на грудь умершему фараону. Рядом золотая серьга с соколом. Цвет тоже имел символическое значение: золотисто-желтый обозначал солнце, белый - луну, зеленый- символизировал воскресение природы и ее плодородие, синий - небо и воду.
Декоративно- прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.
Мы с вами закончили наше путешествие по Древнему Египту. Давайте сейчас вспомним в каких видах искусства мы побывали.(ребята перечисляют остановки) Молодцы!
А сейчас внимательно посмотрим на доску и вспомним какие же знаки символы были у древних египтян.(учащиеся перечисляют).
Физкульт минутка:
(Мы с вами немного устали, и сейчас давайте отдохнем)
1 Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.
2. Исходное положение, сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
3. Исходное положение – стоя. “Замочек” - вести одну руку за голову, вторую за лопатки. “Попилить несколько раз, меняя положение рук.
Практическая работа:
Задание: Выполнение ювелирного украшения Древнего Египтянина.
Давайте попробуем нарисовать какое ни будь ювелирное украшение, используя древнеегипетскую символику. Работаем простым карандашом. На этом уроке вы должны нарисовать линейный рисунок, а на следующий урок будем работать красками.
Убедившись, что ребята поняли задание, им разрешается приступить к самостоятельной работе.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качествам выполненной работы.
Итог урока:
Выставка работ учащихся
Закрепление нового материала Ребята давайте еще раз с вами вспомним, в какой же стране мы побывали. И что нового мы узнали. Я задаю вопросы, а дети отвечают.
1.Чем прославился Древний Египет. ( пирамидами, фараонами.)
2.Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте. (Декор был средством выражения бессмертия царя представлений египтян о вечной жизни.)
3Что тебе больше всего понравилось.
4.Что тебя больше всего удивило в декоративно- прикладном искусстве Древнего Египта.
5. Какие тебе запомнились знаки - обереги.
Молодцы! С работой справились. Мне было приятно с вами пообщаться. Особенно хорошо потрудилис
Домашнее задание. Ребята дома поищите дополнительный материал по этой теме.
Дополнительная литература
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Н.А.Горяева О.В.Островская – учебник по изобразительному искусству 5 кл. 2004 г.
Энциклопедия юного художника” Платонова Н.И. издательство “Педагогика” 1983 г.
Учебный путеводитель по мировой художественной культуре М. А. Гузик. М. “Просвещение” 2002 г.