Занятие-развлечение в старшей группе детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Обобщить представления детей о декоративно-прикладном искусстве России (роспись посуды);
  2. Развивать умение ориентироваться в накопленной информации, формулировать свои вопросы, разбираться в особенностях Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи, прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями;
  3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.

Материал: костюмы с элементами Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи, три «причелины» с элементами трёх росписей для обозначения лавок на ярмарке, подлинные изделия мастеров, а также детские работы (рисование и аппликация) для оформления лавок; корзина для покупок, лента; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии; физическая карта России.

Предварительная работа: сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды, украшенной знаменитыми росписями, изготовление работ с элементами Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи на занятиях по изобразительной  деятельности, разучивание стихов, песен и народных игр.

Ход развлечения.

Звучит музыка о России, дети заходят в зал, садятся на стулья. Далее дети читают стихотворение «Моя страна» Н. Забила.

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы!

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга!

И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней,
И то едва домчится!

Как огромна и красива
Наша Родина – Россия!

Вед. (обращая внимание детей на карту России):

Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки». Мастера золотые руки». Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ!
Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марьей-искусницей!
Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в своё царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и , улетая, стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!

Ребёнок:

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!

Вед.: С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправится!

(Дети идут по залу и поют русскую народную песню «Весёлая ярмарка»;  становятся полукругом.)

Вед.:

Эй, вы люди добрые и недобрые!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Как у нас бывало на святой Руси –
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку съезжаются!

(По завершению слов, дети, одетые в хохломские костюмы, встают возле лавки с изделиями Хохломы. Остальные дети – покупатели и гости ярмарки.)

Хохломские мастера:

Подходите! Подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки –
Расписные чудо - ложки!

Покупатели:

Да откуда же товар,
Кто бы нам, друзья, сказал?

Х.м.: (загадка)

Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Как зовут товар такой?

П-ли: Это Хохлома!

Вед.: Как вы догадались? (ответы детей по содержанию загадки)

А посуда хороша,
Так и радуется душа!
Покупатели товаром любуются,
А ещё интересуются!

Вопросы покупателей:

- Почему так называется ваша посуда – Хохлома? (По названию села.)
- Из чего вы делаете свою посуду? (Из дерева липы и берёзы.)
- Как деревянная посуда становится золотой? (Сначала деревянную заготовку обмазывают глиной, потом покрывают лаком, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуда и становится золотой!)

Вед.: Да, сложная работа у хохломских мастеров!

Х.м.:

Налетайте! Налетайте!
Покупайте! покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!

Вед.:

Покупаем чудо-ложки,
Поиграем мы немножко! (Кладёт несколько изделий в корзину.)

«Игра с ложками».

Передавайте ложки,
По нашему кружочку.
Найдите чудо - ложки
Для себя дружочка!

(У кого из детей оказались ложки на момент окончания слов, выходят в круг, играют на ложках, а остальные дети поют припев песни «Расписная ложка» (музыка и слова Н. Суховой).)

Вед.:

Э-ге-гей! Солнце красное встаёт,
К другой лавке спешит народ!

(Дети в костюмах с городецкими мотивами встречают остальных ребят возле своей лавки.)

Городецкие мастера:

Есть у нас в стране местечко
Где расписывают дощечки!
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты.
Гирлянды птицы собирают,
Кони гривами играют!
Вы по Волге вниз спуститесь,
На другой берег поднимитесь,
Вас встретит, как родной отец,
Славный город Городец!

Вед.: Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются!

Вопросы покупателей:

- Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь.)  
- Чем украшали посуду? (Цветами – розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей.)
- Почему городецкая роспись такая праздничная? (В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.)

Гр.м.:

Ох, Россия, ты Россия –
Слава не убавилась.
Городцом, ты Городцом
На весь мир прославилась!

Вед.:

Будет дома красота
Из славного города -  Городца! (Помещает несколько изделий в корзину.)  
А теперь, мастера!
Подходите-ка сюда!
Ярмарку продолжаем,
С ленточкой поиграем!

«Игра с лентой».

Вышел(а) (имя) погулять,
Стал(а) подружку (друга) выбирать,
Стал(а) подружку (друга) выбирать
Кому ленту передать!
Поклонись, поклонись
Да за ленточку возьмись!
Мы считаем -1,2,3 –
Ну-ка, ленту забери!

(Проводится игра по аналогии с подвижной игрой «Платочек».)
     
Вед.:

Пока дружно мы играли,
Мастера новые приезжали!
Лавку открывают,
Гостей к себе зазывают!

(Дети – «гжельские мастера» встречают гостей возле третьей лавки.)

Гжельские мастера:

Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая Гжель!

Вед.:

Гости дорогие товары выбирайте,
И вопросы задавайте!

Вопросы покупателей:

- Из чего делают гжельскую посуду? (Из белой глины.)
- Почему посуда так называется – Гжель? (По названию деревни, а также потому, что её два раза обжигают в печи.)  
- В чём особенность гжельской посуды? (Её расписывают только синей краской. Придают посуде причудливые , необычные формы –  например, в виде разных животных.)

Гж.м.:

И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней!
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!

Вед.:   

Будем Гжель на стол мы ставить,
Умелых мастеров славить!     (Пополняет корзину.)
(Подзывает к себе детей жестами.)
Мы сегодня чудеса видали,
Мы на ярмарке весёлой побывали!
К лавкам своим подойдите,
На товары поглядите!
Тары-бары-растабары,
Раскупили все товары!
А теперь честной народ,
Вместе встанем в хоровод!

Хоровод «Русский сувенир»  (Песня «Русский сувенир» музыка и слова Э. Чуриловой).

Вед.:

Ярмарка завершается,
Чаепитие начинается!

(Дети и гости угощаются пряниками.)