Классный час « Охранять природу, значит охранять Родину».
Учитель.
Ребята, мы с вами поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая, солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину.
Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. С большой тревогой будут задумываться об этом будущие поколения. Охрана окружающей среды – важная задача. Граждане обязаны беречь природу.
Ученик.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А если еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Ученик.
Он свят в любое время суток,
Открыт для вас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Ученик.
Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья,
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!
Учитель.
Птицы – наши друзья. Голосистый соловей и озорной воробей, неугомонная сорока и веселая трясогузка, синица и снегирь, орел и лебедь, как и многие другие пернатые, не только украшают нашу природу, но и приносят большую пользу людям. Пернатые обитатели защищают наши леса, поля, сады от насекомых вредителей.
Отношение человека с миром пернатых не всегда складываются благополучно. На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц.
Ученик.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.
Учитель.
Охрана птиц – большая народнохозяйственная задача. У птиц много юных друзей. Они развешивают в лесах и парках птичьи домики, кормушки, заготавливают корм для птиц.
Ученик.
Так весело в густом лесу,
На ветках птицы распевают,
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.
Ученик.
Лес называют « зеленым золотом».
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И летней тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Учитель.
Лес – наше богатство, это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Ученик.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол. Лес!
А пенал красивый наш? Это лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг –
Это наш зеленый друг!
Учитель.
Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель. Как велики лесные урожаи! Мы можем сказать, что лес кормит и одевает человека.
Ученик.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Учитель.
Когда вы, дети, идете в лес, то должны помнить правила поведения в лесу. Какие это правила?
Дети.
– Не ломать ветки, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не разжигать костров.
Ученик.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Учитель.
Лес, как и все живое, требует бережного отношения к себе не только лесничих, ученых, но и всех людей. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, незалитый костер – и пошел гулять по лесу огонь. Легче не допустить пожара, чем его потушить.
Ученик.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
И, как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Учитель.
Разводить костер следует у воды, на открытых лужайках. Покидая костер, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды, то его засыпают землей, песком.
Ученик.
Ребята, а какие загадки об обитателях леса вы знаете?
Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей.
Ученик.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (Лиса)
Ученик.
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге. (Лось)
Ученик.
В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)
Ученик.
Он, как елка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей!
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный (Ёж)
Ученик.
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)
Ученик.
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк)
Учитель.
Природа без животных мертва. Исчезнувших животных нельзя воссоздать заново. Поэтому так важно сохранить растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один не осторожный шаг, и может быть поздно!
Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны.
В 1974г. создана Красная книга и у нас в стране.
В Мордовии тоже существует Красная книга.
Ученик.
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ученик.
Чтобы пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Учитель.
Любовь к природе закладывается с детства. Для каждого человека понятие Отечества неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это – значит беречь свою Отчизну.
Ученик.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
Ученик.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Ученик.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинах солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
(Песня «Если все вокруг подружатся»)