Мировой океан и его части

Разделы: География


Целеполагания для ученика Целеполагания для учителя
1. Изучить части Мирового океана;

2. Находить различные части Мирового океана на карте;

3. Оценить свои знания и умения по теме;

1. Организовать “мозговой штурм” по выявлению сущности значений каждой части Мирового океана и формулированию понятий.

2. Организовать практическую работу по отработке полученных знаний и применению их с использованием географической карты (распознаванию частей Мирового океана).

3. Разработать и представить учащимся разви-вающие задания для усвоения и диагностики учебной информации.

Опорные понятия Новые понятия
Мировой океан;
Океан (4);
Материк (6).
Залив;
Пролив;
Море;
Остров;
Полуостров;
Архипелаг.

Домашнее задание: одно из предложенных заданий по выбору:

  • Составить систему понятий в тетради;
  • Выполнить контурную карту, где обозначить любые пять географических объектов по теме урока;
  • Составить кроссворд по понятиям урока;
  • Составить краткий путеводитель по маршрутам известных путешественников, используя понятия урока.

Обратная сторона

Этапы урока Дидактическое обеспечение Формы и приемы учебной работы учащихся, рефлексия
I. Организационный (цели, задачи, этапы урока) Мультимедийная презентация, рабочие материалы к уроку Активное слушание, знакомство с рабочими материалами
II. Изучение нового материала (знакомство и выделение сущности понятий, формулирование определений) Мультимедийная презентация, рабочие материалы к уроку “Мозговой штурм”
III. Отработка новых понятий на примере маршрута капитана Врунгеля Мультимедийная презентация, рабочие материалы урока Коллективная практическая работа на достижение единой учебной цели
IV. Подведение итогов, домашнее задание Рабочие материалы к уроку Самопроверка, самооценка

Рабочие материалы урока: настенная физическая карта полушарий, учебник для 6 класса, атлас для 6 класса, карточки с заданиями (6 штук), мультимедийная презентация (11 слайдов).

План урока

I. Организационный момент.

Учитель обсуждает с учащимися тему и план урока, знакомит их с рабочими материалами к уроку.

II. Изучение нового материала.

Учитель объясняет необходимость деления Мирового океана на части (залив, пролив, море, остров, полуостров, архипелаг). Предлагает на основе анализа схемы в презентации ответить на вопрос “Что такое …? (дать определение, определить …). Учащиеся высказывают мнения о сущности понятий (“мозговой штурм”), формулируют определения. Учитель с учениками обсуждает по порядку получившиеся определения, затем “открывает” правильную формулировку, предлагает сравнить и исправить (если это необходимо).

(Приложение 1, смена слайдов и правильные ответы даются по щелчку).

Проводится первичное закрепление.

III. Коллективная практическая работа на достижение единой учебной цели.

Учитель предлагает провести практическую работу по отработке новых понятий на примере путешествия капитана Врунгеля. Цель работы – составить предполагаемый маршрут, по которому прошел капитан. Условие - известны только начальный (Санкт-Петербург) и конечный (Петропавловск-Камчатский) пункты.

Далее учитель объясняет алгоритм деятельности учащихся. Создается 6 групп, у каждой свой номер, соответствующий определенному отрезку пути яхты капитана Врунгеля.

Группа №1. Санкт-Петербург – залив – море – проливы – море.
Группа №2. Море – пролив – остров – океан – залив.
Группа №3. Залив – полуостров – пролив – море – канал.
Группа №4. Канал – море – пролив – залив – океан.
Группа №5. Океан – океан – архипелаг – архипелаг – материк – океан.
Группа №6. Океан – океан – материк – океан – материк – море – материк – полуостров –

Петропавловск-Камчатский.

Члены группы, используя атлас, учебник, пытаются восстановить географические названия объектов, обозначенных в задании.

Карта на доске заполняется (приклеивается красная нитка) по очереди каждой командой, при этом каждая группа пытается состыковать свои отрезки. На данном этапе учитель – консультант и координатор.

После отчета последней группы учитель выводит на экран маршрут капитана Врунгеля, описанный в повести. Корректирует, уточняет. (Приложение 2, [2]).

IV. Самодиагностика уровня усвоенных знаний.

Учащимся предлагается итоговый диктант (тест). (Приложение 3, правильные ответы даются по щелчку).

Далее учитель высвечивает правильные ответы, спрашивает, кто верно ответил на первый вопрос, на второй и т.д. Учащиеся проводят самооценку, участвуют в общей оценке уровня усвоения всем классом информации о частях Мирового океана.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается выполнить одно из четырех предложенных заданий в развивающем режиме. Учитель помогает отдельным учащимся выбрать нужную форму домашнего задания.

Литература:

1. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии “ИСУД” - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: “5 за знания”, 2007. – 128 с. – (“Методическая библиотека”).

2. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000. – 272 с.: ил.