Цель: приобщить детей к традициям сибирских народных праздников.
Задачи:
- Введение детей в мир праздника Масленица;
- Воспитание у детей любви к родному краю;
- Развитие художественного вкуса при работе с природным материалом.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование:
- Компьютер;
- Диапроектор.
Материалы и инструменты для практической работы: солома, ткань, ножницы, нитки, две деревянные палочки.
Содержание занятия:
№ этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний | - Что такое народные праздники? - Народный календарь. - Какие праздники являются “переходящими”, а какие – “непереходящими”? - Когда празднуется Масленица? - Какова связь Масленицы с Пасхой? |
Ответы учащихся. |
Новый материал | 1. Рождество, Масленица, Сороки, Пасха,
Троица, Иван Купала – народные праздники. 2. Представление презентации: - календарь Масленицы (название дней недели). (слайд №2, текст см. Приложение); - обрядовая еда масленичной недели. Блин – символ Масленицы. (слайды №3,4, текст см. Приложение); - сибирские обрядовые печенья: вафли, розанцы. (слайд 5); - приметы, связанные с праздником Масленица (слайд №6, текст см. Приложение); - народные пословицы и поговорки (слайд №7, текст см. Приложение); - масленичные забавы (взятие снежного городка, катание с гор (катушек), катания на лошадях). (см. слайд №8) - народные игры (слайд №9);. |
2. Просмотр презентации
3. Чтение примет в слух.
5. Просмотр репродукции картины В.И.Сурикова “Взятие снежного городка”. |
Практическая работа (изготовление куклы “Домашняя Масленица”). | 1. Повторение правил работы с природным
материалом (солома).
2. Пошаговый показ изготовления из соломы чучела Масленицы (слайд № 11): а) Соединить две деревянные палочки
крест-накрест ниткой; 3. Обсуждение выполненной работы |
1. - переход к столам для практической деятельности; - подготовка к работе с соломой; (специальная одежда) 2. Индивидуальное выполнение задания.
3. Просмотр изготовленных Чучел Масленицы. |
Закрепление | 1. Инсценирование сказки “Соломенная
Масленица”. (слайд № 12, см. текст в приложении). 2. Решение кроссворда. (слайд № 13). |
1. Изучение текста и инсценирование. 2. Ответы на вопросы кроссворда. (слайд 14) |
Домашнее задание | Формулировка домашнего задания. Приготовить сценарий празднования Масленицы. |
Фиксирование домашнего задания. |