Введение игровых ситуаций на уроках повышает интерес учащихся к предмету, делает обучение более активным и эффективным, создает определенный эмоциональный настрой и приносит удовлетворение от процесса познания. Используя игры как форму организации учебно-воспитательного процесса, средство оформления интереса к предмету, учитель решает ряд задач: привлекает учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала, выявляет уровень их знаний и умений, формирует потребность реализовать свои возможности в практической деятельности.
Основа урока - это соревнование команд при ответах на вопросы, решение предложенных заданий.
Цели урока - систематизировать полученные знания и закрепить их с помощью нестандартной формы урока.
- "эрудиты" знать изучение материала и уметь быстро отвечать на поставленный вопрос
- "путешествие в город мастеров" знать принципы технического моделирования, уметь разрабатывать новые модели
- "заморочки из бочки" знать устное народное творчество, ТБ при работе с инструмен-тами и оборудованием, уметь передавать прочитанное с помощью жестов и мимики, самостоятельно изучать и применять дополнительную литературу
- "каждое дело делай умело" знать историю развития одежды, уметь создавать модель, характерную для определенного стиля
- "ты мне - я тебе" знать профессии, связанные с уроками технологии, уметь по наводящим вопросам ориентироваться и угадывать представленную профессию
Цель: систематизировать полученные знания и закрепить их с помощью нестандартной формы урока - игры "Счастливый случай".
Ход урока
1. ОРГМОМЕНТ.
Условие игры.
Весь класс заранее делится на две команды, причем их силы равны. Выбраны
Капитаны команд, по жеребьевке предлагаются названия команд:
1 команда - " ниточка" , 2 команда - " иголочка".
Выбирается состав жюри.
2. ИГРА.
I. ГЕЙМ "ЭРУДИТЫ".
( каждый вопрос от 1 до 10 баллов)
Командам по очереди задаются вопросы, ответ дают сразу. Если команда не может ответить, то дается право ответить соперникам. Следующий вопрос передается другой команде и т.д. Если на вопрос не ответит ни та ни другая команды, то ответ дается ведущим или разбирается вместе.
В О П Р О С Ы :
- Что определяет мерка - полуобхват груди? (размер изделия)
- Можно ли делить мерки длины пополам (при измерении)? (нет)
- Из чего получают нити? (волокно)
- Из каких исходных продуктов изготавливают синтетические волокна: капрон, нитрон, лавсан? (каменный уголь, газ, нефть)
- Как называется деталь швейной машины, которая прижимает ткань? (лапка)
- Как называется устройство для наматывания ниток на шпульку? (моталка)
- Как называются нити, идущие вдоль кромки ткани? (основа, долевая)
- Как называется срез изделия для втачивания рукава? (пройма)
- Как называется срез изделия для втачивания воротника? (горловина)
- Как называется верхний срез рукава? (окат)
II. ГЕЙМ. "ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД МАСТЕРОВ".
(конкурс капитанов) (5 БАЛОВ)
Выполняют все, защищает капитан.
Дана модель для каждой команды, выполнить техническое моделирование рукава и основы изделия. Задание по жребию.
1 задание: рукав - "фонарик", вытачка из бокового шва
2 задание: рукав - "крылышки", вытачка из талии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (от 1 до 13 баллов)
Пока капитаны выполняют задание, дается возможность командам заработать баллы. Я загадываю загадку, кто знает ответ, поднимает руку. Тот, кто первый поднял руку, тот отвечает. Выкрики не принимаются (за это снимается балл).
ЗАГАДКИ
Маленького роста я Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (игла) |
То назад, то вперед Ходит пароход. Остановишь - горе. Продырявит море. (утюг) |
Маленький Данилка В петельке удавился. (пуговица) |
Тонка, длинна, одноуха, остра, Всему миру красна. (игла) |
Пять чуланов, одна дверь. (перчатки) |
С виду - клин, а развернешь - блин. (зонт) |
Барыня - княгиня Весь мир нарядила, А сама нагая ходит. (игла) |
Желтенький жучок, На кончике червячок. (булавка) |
На одной яме сто ям с ямой. (наперсток) |
Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (веретено) |
С хвостиком, а не мышь. (клубок ниток) |
|
Два братца, одно сердце. (ножницы) |
|
Конь стальной, хвост льняной. (игла с ниткой) |
Жюри дает оценку командам за 1 гейм.
III. ГЕЙМ. "ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ". (5 баллов).
По жеребьевке команды получают задания.
Каждой команде изобразить определенную ситуацию, которая описана на карточке.
Соперники определяют ситуацию и отвечают:
В чем нарушение и что нужно делать?
= ПАНТОМИМА.
1 задание. "Включить утюг, когда он нагреется, послюнявить палец и потрогать утюг.
Если нагрелся, то утюжите изделие. Обожгли палец или руку. Делаете вид, что больно".
2 задание. "Взять катушку ниток, отмотать нить, обрезать ножницами, вставить в иглу.
Приготовленную иглу воткнуть в свою блузку на грудь. Отрезать кусочек ткани, затем взять приготовленную иглу и шить, укололи палец. Делаете вид, что больно.
Жюри подводит итог за 2 гейм и за загадки. Общий итог.
= ЗАМОРОЧКИ
По жеребьевке капитаны команд выбирают конверт со словами.
Даны ключевые слова, нужно вспомнить и назвать с этими словами пословицы или поговорки о труде. Например: охота - работа
" Без охоты - нет работы"
За каждую пословицу 1 балл. Команды думают, жюри - итог за 3 гейм и общий.
1 задание.
Дело - потеха
"Делу время - потехе час"
дело - безделье
"Маленькое дело лучше большого безделья"
труд - перетрут
"Терпенье и труд все перетрут"
пряха - рубаха
"Какова пряха, такова и рубаха"
труд - лень
"Труд кормит, а лень портит"
2 задание.
Труд - пруд
"Без труда не вынешь и рыбку из пруда"
дело - умело
"Каждое дело делай умело"
кататься - возить
"Любишь кататься, люби и саночки возить"
нитка - швея
"Длинная нитка, ленивая швея"
дело - мастер
"Дело мастера боится", "Каков мастер, таково и дело"
Можно заработать дополнительные баллы, если команда не может вспомнить пословицу, то ее может назвать команда соперников.
IV. ГЕЙМ. "КАЖДОЕ ДЕЛО ДЕЛАЙ УМЕЛО" Конкурс модельеров. (5 баллов)
По 2 человека от команды.
С помощью подсобного материала (ткань, иглы, булавки, аксессуары, бумага, ножницы)
нужно создать модель в одном из стилей. Стиль может быть разный: спортивный, деловой, романтический, фольклорный, классический и т. д. (по желанию).
Объяснить, что это за стиль и что для него характерно.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (по 1 баллу)
(из истории)
Угадать о каком предмете идет речь.
Изобретателем этого предмета был в начале 15 века парижский рабочий - проволочник Таранжо. Как всякая новинка, предмет ценился очень дорого. Его ближайшая родственница - обыкновенная булавка тоже ценилась довольно дорого и приносила своему изобретателю колоссальную сумму: 3 миллиона долларов. Изготовляется этот предмет по номерам.
(игла)
Как элемент костюма появился довольно поздно. Ни у древних греков, ни у римлян
Его не было. В Европе во второй половине 16 века. Этот элемент костюма стал важнейшим. Изобретение его приписывают некой знатной испанке, которая таким образом скрывала свой физический недостаток. В Европе этот элемент нередко стоил дороже всего костюма . И в наше время он - объект моды. Отошло в прошлое его великолепие, но, став скромным элементом одежды, он по-прежнему определяет ее стиль.
(воротник)
Современная, удобная, домашняя одежда для мужчин и женщин. В 18 и 19 веках
Она имела несколько различных названий: неглиже, дезабилье и т.д.
Мужские : сохраняют классический покрой, шьются из шерсти или шерстяной фланели и имеют длину до голени. Надеваются во время утреннего туалета, иногда и во время завтрака. Женские : бывают длинными и прикрывают длинную ночную сорочку, а в современную эпоху - также полудлинными и короткими. Шьются из самых различных материалов.
(халат)
Это изделие появляется в эпоху позднего средневековья; до этого времени спали
Нагими или в той одежде, в которой ходили днем. Впервые о нем (изделии)
Упомянули в 1492 году. Самые первые изделия были очень больших размеров, их носили только богатые люди. В повседневной носке появляется только в 19 веке, в
Некоторых странах еще позднее.
(ночная сорочка)
Жюри подводит итог за 4 гейм и общий.
V. ГЕЙМ. "ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ"
( 5 баллов)
Конкурс определения профессии по наводящим вопросам под девизом
" Работа всякого - нужна одинаково"
Команды совещаются между собой, какую профессию они будут представлять.
Выходят по одному человеку от команды (представители). Другая команда задают ему 5 наводящих вопросов, чтобы по ним определить профессию. Человек отвечает.
Например: врач
- В каких условиях работает этот человек?
- Работа сменная или днем?
- Какую одежду он носит?
- Его орудия труда? и т.д.
Жюри подводит итоги.
VI. ФИНАЛЬНЫЙ.
Подведение итогов. Общее количество баллов. Команда - победитель.
Оценить участие каждого ученика.