"Повторяй и запоминай". Урок-игра в 8-м классе "Счастливый случай"

Разделы: Технология


Введение игровых ситуаций на уроках повышает интерес учащихся к предмету, делает обучение более активным и эффективным, создает определенный эмоциональный настрой и приносит удовлетворение от процесса познания. Используя игры как форму организации учебно-воспитательного процесса, средство оформления интереса к предмету, учитель решает ряд задач: привлекает учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала, выявляет уровень их знаний и умений, формирует потребность реализовать свои возможности в практической деятельности.

Основа урока - это соревнование команд при ответах на вопросы, решение предложенных заданий.

Цели урока - систематизировать полученные знания и закрепить их с помощью нестандартной формы урока.

  • "эрудиты" знать изучение материала и уметь быстро отвечать на поставленный вопрос
  • "путешествие в город мастеров" знать принципы технического моделирования, уметь разрабатывать новые модели
  • "заморочки из бочки" знать устное народное творчество, ТБ при работе с инструмен-тами и оборудованием, уметь передавать прочитанное с помощью жестов и мимики, самостоятельно изучать и применять дополнительную литературу
  • "каждое дело делай умело" знать историю развития одежды, уметь создавать модель, характерную для определенного стиля
  • "ты мне - я тебе" знать профессии, связанные с уроками технологии, уметь по наводящим вопросам ориентироваться и угадывать представленную профессию

Цель: систематизировать полученные знания и закрепить их с помощью нестандартной формы урока - игры "Счастливый случай".

Ход урока

1. ОРГМОМЕНТ.

Условие игры.

Весь класс заранее делится на две команды, причем их силы равны. Выбраны

Капитаны команд, по жеребьевке предлагаются названия команд:

1 команда - " ниточка" , 2 команда - " иголочка".

Выбирается состав жюри.

2. ИГРА.

I. ГЕЙМ "ЭРУДИТЫ".

( каждый вопрос от 1 до 10 баллов)

Командам по очереди задаются вопросы, ответ дают сразу. Если команда не может ответить, то дается право ответить соперникам. Следующий вопрос передается другой команде и т.д. Если на вопрос не ответит ни та ни другая команды, то ответ дается ведущим или разбирается вместе.

В О П Р О С Ы :

  1. Что определяет мерка - полуобхват груди? (размер изделия)
  2. Можно ли делить мерки длины пополам (при измерении)? (нет)
  3. Из чего получают нити? (волокно)
  4. Из каких исходных продуктов изготавливают синтетические волокна: капрон, нитрон, лавсан? (каменный уголь, газ, нефть)
  5. Как называется деталь швейной машины, которая прижимает ткань? (лапка)
  6. Как называется устройство для наматывания ниток на шпульку? (моталка)
  7. Как называются нити, идущие вдоль кромки ткани? (основа, долевая)
  8. Как называется срез изделия для втачивания рукава? (пройма)
  9. Как называется срез изделия для втачивания воротника? (горловина)
  10. Как называется верхний срез рукава? (окат)

II. ГЕЙМ. "ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД МАСТЕРОВ".

(конкурс капитанов) (5 БАЛОВ)

Выполняют все, защищает капитан.

Дана модель для каждой команды, выполнить техническое моделирование рукава и основы изделия. Задание по жребию.

1 задание: рукав - "фонарик", вытачка из бокового шва

2 задание: рукав - "крылышки", вытачка из талии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (от 1 до 13 баллов)

Пока капитаны выполняют задание, дается возможность командам заработать баллы. Я загадываю загадку, кто знает ответ, поднимает руку. Тот, кто первый поднял руку, тот отвечает. Выкрики не принимаются (за это снимается балл).

ЗАГАДКИ

Маленького роста я
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(игла)
То назад, то вперед
Ходит пароход.
Остановишь - горе.
Продырявит море.
(утюг)
Маленький Данилка
В петельке удавился.
(пуговица)
Тонка, длинна, одноуха, остра,
Всему миру красна.
(игла)
Пять чуланов, одна дверь.
(перчатки)
С виду - клин, а развернешь - блин.
(зонт)
Барыня - княгиня
Весь мир нарядила,
А сама нагая ходит.
(игла)
Желтенький жучок,
На кончике червячок.
(булавка)
На одной яме сто ям с ямой.
(наперсток)
Чем больше я верчусь,
тем больше я толстею.
(веретено)
С хвостиком, а не мышь.
(клубок ниток)
Два братца, одно сердце.
(ножницы)
Конь стальной, хвост льняной.
(игла с ниткой)

Жюри дает оценку командам за 1 гейм.

III. ГЕЙМ. "ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ". (5 баллов).

По жеребьевке команды получают задания.

Каждой команде изобразить определенную ситуацию, которая описана на карточке.

Соперники определяют ситуацию и отвечают:

В чем нарушение и что нужно делать?

= ПАНТОМИМА.

1 задание. "Включить утюг, когда он нагреется, послюнявить палец и потрогать утюг.

Если нагрелся, то утюжите изделие. Обожгли палец или руку. Делаете вид, что больно".

2 задание. "Взять катушку ниток, отмотать нить, обрезать ножницами, вставить в иглу.

Приготовленную иглу воткнуть в свою блузку на грудь. Отрезать кусочек ткани, затем взять приготовленную иглу и шить, укололи палец. Делаете вид, что больно.

Жюри подводит итог за 2 гейм и за загадки. Общий итог.

= ЗАМОРОЧКИ

По жеребьевке капитаны команд выбирают конверт со словами.

Даны ключевые слова, нужно вспомнить и назвать с этими словами пословицы или поговорки о труде. Например: охота - работа

" Без охоты - нет работы"

За каждую пословицу 1 балл. Команды думают, жюри - итог за 3 гейм и общий.

1 задание.

Дело - потеха

"Делу время - потехе час"

дело - безделье

"Маленькое дело лучше большого безделья"

труд - перетрут

"Терпенье и труд все перетрут"

пряха - рубаха

"Какова пряха, такова и рубаха"

труд - лень

"Труд кормит, а лень портит"

2 задание.

Труд - пруд

"Без труда не вынешь и рыбку из пруда"

дело - умело

"Каждое дело делай умело"

кататься - возить

"Любишь кататься, люби и саночки возить"

нитка - швея

"Длинная нитка, ленивая швея"

дело - мастер

"Дело мастера боится", "Каков мастер, таково и дело"

 Можно заработать дополнительные баллы, если команда не может вспомнить пословицу, то ее может назвать команда соперников.

IV. ГЕЙМ. "КАЖДОЕ ДЕЛО ДЕЛАЙ УМЕЛО" Конкурс модельеров. (5 баллов)

По 2 человека от команды.

С помощью подсобного материала (ткань, иглы, булавки, аксессуары, бумага, ножницы)

нужно создать модель в одном из стилей. Стиль может быть разный: спортивный, деловой, романтический, фольклорный, классический и т. д. (по желанию).

Объяснить, что это за стиль и что для него характерно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (по 1 баллу)

(из истории)

Угадать о каком предмете идет речь.

Изобретателем этого предмета был в начале 15 века парижский рабочий - проволочник Таранжо. Как всякая новинка, предмет ценился очень дорого. Его ближайшая родственница - обыкновенная булавка тоже ценилась довольно дорого и приносила своему изобретателю колоссальную сумму: 3 миллиона долларов. Изготовляется этот предмет по номерам.

(игла)

Как элемент костюма появился довольно поздно. Ни у древних греков, ни у римлян

Его не было. В Европе во второй половине 16 века. Этот элемент костюма стал важнейшим. Изобретение его приписывают некой знатной испанке, которая таким образом скрывала свой физический недостаток. В Европе этот элемент нередко стоил дороже всего костюма . И в наше время он - объект моды. Отошло в прошлое его великолепие, но, став скромным элементом одежды, он по-прежнему определяет ее стиль.

(воротник)

Современная, удобная, домашняя одежда для мужчин и женщин. В 18 и 19 веках

Она имела несколько различных названий: неглиже, дезабилье и т.д.

Мужские : сохраняют классический покрой, шьются из шерсти или шерстяной фланели и имеют длину до голени. Надеваются во время утреннего туалета, иногда и во время завтрака. Женские : бывают длинными и прикрывают длинную ночную сорочку, а в современную эпоху - также полудлинными и короткими. Шьются из самых различных материалов.

(халат)

Это изделие появляется в эпоху позднего средневековья; до этого времени спали

Нагими или в той одежде, в которой ходили днем. Впервые о нем (изделии)

Упомянули в 1492 году. Самые первые изделия были очень больших размеров, их носили только богатые люди. В повседневной носке появляется только в 19 веке, в

Некоторых странах еще позднее.

(ночная сорочка)

Жюри подводит итог за 4 гейм и общий.

V. ГЕЙМ. "ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ"

( 5 баллов)

Конкурс определения профессии по наводящим вопросам под девизом

" Работа всякого - нужна одинаково"

Команды совещаются между собой, какую профессию они будут представлять.

Выходят по одному человеку от команды (представители). Другая команда задают ему 5 наводящих вопросов, чтобы по ним определить профессию. Человек отвечает.

Например: врач

  • В каких условиях работает этот человек?
  • Работа сменная или днем?
  • Какую одежду он носит?
  • Его орудия труда? и т.д.

Жюри подводит итоги.

VI. ФИНАЛЬНЫЙ.

Подведение итогов. Общее количество баллов. Команда - победитель.

Оценить участие каждого ученика.