Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на 16 часов (1 час в неделю). Содержание данной программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Данная программа включает углубление отдельных тем базовой общеобразовательной программы, т.е. систематизируется и обобщается тема “Уравнения”, изучаются новые способы решения алгебраических уравнений, новые виды уравнений – кубические, уравнения n-степени, что выходит за рамки школьного курса математики. Отличительной особенностью программы является ее практическая направленность. Учащиеся не только приобретают теоретические знания, но и овладевают практическими навыками решения всех видов уравнений, что также подготовит девятиклассников и к выпускным экзаменам.
Данный курс имеет следующие цели.
- Систематизировать знания учащихся об уравнениях.
- Расширить представления об изучаемом материале.
- Дать возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.
Задачи данного курса:
- Познакомить учащихся с различными способами решения алгебраических уравнений.
- Отработать навыки решения алгебраических уравнений.
К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- Виды уравнений – линейные, квадратные, дробно-рациональные, кубические, уравнения n-степени.
- Различные способы решения уравнений: все виды способов замены переменной, способы разложения на множители, графический способ решения уравнений.
Должны уметь.
- Различать виды уравнений.
- Выбирать наиболее удобный способ решения уравнений.
- Применять различные способы для решения уравнений.
В процессе обучения по данной программе используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, эмпирический, исследовательский, эвристический. Процесс обучения проводится посредством следующих форм обучения: беседа, лекция, тестирование, работа в парах, урок-практикум, групповая работа.
Окончательный контроль предусматривается в форме контрольной работы.
Учебно-тематический план к программе элективного курса “Различные способы решения алгебраических уравнений”
№ темы |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции | практика | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Виды уравнений | 1 |
1 |
||
2. |
Способы решения уравнений | 3 |
2 |
1 |
Тестирование |
3. |
Способы замены переменной | 4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
4. |
Способы разложения на множители | 3 |
1 |
2 |
Самостоятельная работа |
5. |
Графический способ решения уравнений | 2 |
2 |
Самостоятельная работа |
|
6. |
Урок решения одного уравнения различными способами | 2 |
2 |
||
7. |
Итоговое занятие | 1 |
1 |
Контрольная работа |
|
Итого: | 16 |
5 |
11 |
Содержание программы элективного курса “Различные способы решения алгебраических уравнений”
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Содержание |
Форма контроля |
||
лек- ции |
прак-тика |
Знать |
Уметь |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Виды уравнений | 1 |
1 |
Виды уравнений: линейные, квадратные, дробно-рациональные, кубические, уравнения n-степени | Различать виды уравнений, уметь называть их коэффициенты | ||
2. |
Способы решения уравнений | 3 |
2 |
1 |
Различные способы решения уравнений: все виды способов замены переменной, способы разложения на множители, графический способ решения уравнений | Определять способы решения уравнений, выбирать наиболее удобный способ решения, уметь применять разные способы решения уравнений | Тестирование |
3. |
Способы замены переменной | 4 |
1 |
3 |
Способы замены переменной: использование основного свойства дроби, выделение квадрата двучлена, переход к системе уравнений, раскрытие скобок парами, раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения, двойная замена | Решать уравнения, используя основное свойство дроби, выделением квадрата двучлена, с помощью перехода к системе уравнений, раскрытия скобок парами, раскрытия скобок парами и деления обеих частей уравнения, двойной заменой | Самостоятельная работа |
4. |
Способы разложения на множители | 3 |
1 |
2 |
Способы разложения на множители: вынесение общего множителя за скобки, способ группировки, с помощью формул сокращенного умножения | Решать уравнения с помощью вынесения общего множителя за скобки, способом группировки, с помощью формул сокращенного умножения | Самостоятельная работа |
5. |
Графический способ решения уравнений | 2 |
2 |
Графический способ решения линейных уравнений, квадратных, уравнений с модулем | Решать различные виды уравнений графическим способом | Самостоятельная работа |
|
6. |
Урок решения одного уравнения различными способами | 2 |
2 |
Способы решения квадратного уравнения вида ах2+bх+с=0, а0: по формуле корней квадратного уравнения, по формуле с четным b, с помощью теоремы Виета, выделением полного квадрата, методом переброски старшего коэффициента, приведение к виду [f(x)]2=[g(x)]2, разложение на множители способом группировки, уменьшением степени уравнения, графическим способом | Решать квадратное уравнение девятью способами: по формуле корней квадратного уравнения, по формуле с четным b, с помощью теоремы Виета, выделением полного квадрата, методом переброски старшего коэффициента, приведением к виду [f(x)]2=[g(x)]2, разложением на множители способом группировки, уменьшением степени уравнения, графическим способом | Самостоятельная работа |
|
7. | Итоговое занятие | 1 |
1 |
Контрольная работа |
Литература для учителя
- Фирсова Н.И. Метод замены переменной при решении алгебраических уравнений.//Математика в школе. 2002. №5
- Макарова Я. Урок одной задачи.// Математика. 2004. №47
- Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением математики./Под редакцией Н.Я. Виленкина. М. “Просвещение”, 1995г.
Литература для учащихся
- Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением математики./Под редакцией Н.Я. Виленкина. М. “Просвещение”, 1995г.
- Макарычев Ю.Н. и др. “Алгебра”. Учебники для учащихся 7кл, 8кл, 9 кл.