Урок с ИКТ по теме "Соли как производные кислот и оснований"

Разделы: Химия


Цель урока:

  1. Дать определение солей.
  2. Рассмотреть состав и название солей.
  3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.
  4. Научить, составлять формулы солей.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками.

Реактивы: Образцы солей, гидроксид кальция, цинк, серная кислота.

 

Организационный момент.

Слайды 2 - 5 Проверка изученного материала.

Домашнее задание (у доски два ученика):

Определить степени окисления элементов в азотной кислоте.

Упр. 1 стр.107. Дать характеристику фосфорной кислоты.

Одновременно с классом проводится фронтальный опрос:

Вопросы (Слайд2):

  • Какие классы веществ вы знаете?
  • Что такое оксиды?
  • Что такое основания?
  • Что такое кислоты?
  • Что такое основные оксиды, (кислотные оксиды)?

К какому классу относятся вещества, дать им названия. (Слайды3,4) NO, HNO3, NaOH, HNO2, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, H2SO3, H2SO4.

Тест (Сдайд5): Определите ряд формул, состоящих только из кислотных (основных) оксидов:

  • Na2O, N2O, CuO;
  • CO2, P2O5, Cl2O7;
  • MgO, BaO, ZnO;
  • Li2O, CaO, CO.
Слайды 6,7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Объяснение нового материала.

Соли - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

Водород в кислотах замещается ионом металла (Слайды 6,7).

H2SO4 - серная кислота ZnSO4 - сульфат цинка.

Наиболее распространённая и хорошо вам известная соль - хлорид натрия или поваренная соль имеет формулу NaCl.

Демонстрации.

Образцы некоторых солей.

Реакция взаимодействия цинка и серной кислоты:

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2.

Помутнение раствора гидроксида кальция.

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O.

Номенклатура солей (Слайд 8):

Название соли =

Название кислотного остатка +

Название металла в родительном падеже  +

С.О. металла

Задание 1:По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.

Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия (Слайд 9):

При составлении формулы соли необходимо:

  • расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;
  • по правилу креста расставить коэффициенты.
  • чётные коэффициенты сократить.

Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа(III).

Задание 3: Определить степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3, MgSO4, K3PO4.

Определение степеней окисления каждого элемента аналогично кислотам:

Na+12CХ O3-2 +1 + Х + (-2)3 = 0 Х = + 4

Na+12C+4 O3-2.

Закрепление:

Что такое соли?

Дать названия веществам: Ca(NO3)2, K2SO3, Li2CO3, CuSO4. Определить растворимость этих веществ.

Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция.

Слайд 11 Домашнее задание:

21, Упр.1, 3, наизусть названия кислотных остатков по табл., стр.109

  Итоги урока. Оценки.

Приложение.

Список литературы.

  1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.