Цель урока:
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками.
Реактивы: Образцы солей, гидроксид кальция, цинк, серная кислота.
Организационный момент. |
|
Слайды 2 - 5 | Проверка изученного материала. Домашнее задание (у доски два ученика): Определить степени окисления элементов в азотной кислоте. Упр. 1 стр.107. Дать характеристику фосфорной кислоты. Одновременно с классом проводится фронтальный опрос: Вопросы (Слайд2):
К какому классу относятся вещества, дать им названия. (Слайды3,4) NO, HNO3, NaOH, HNO2, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, H2SO3, H2SO4. Тест (Сдайд5): Определите ряд формул, состоящих только из кислотных (основных) оксидов:
|
Слайды 6,7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 |
Объяснение нового материала. Соли - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Водород в кислотах замещается ионом металла (Слайды 6,7). H2SO4 - серная кислота ZnSO4 - сульфат цинка. Наиболее распространённая и хорошо вам известная соль - хлорид натрия или поваренная соль имеет формулу NaCl. Демонстрации. Образцы некоторых солей. Реакция взаимодействия цинка и серной кислоты: Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2. Помутнение раствора гидроксида кальция. Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O. Номенклатура солей (Слайд 8): Название соли = Название кислотного остатка + Название металла в родительном падеже + С.О. металла Задание 1:По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия. Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия (Слайд 9): При составлении формулы соли необходимо:
Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа(III). Задание 3: Определить степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3, MgSO4, K3PO4. Определение степеней окисления каждого элемента аналогично кислотам: Na+12CХ O3-2 +1 + Х + (-2)3 = 0 Х = + 4 Na+12C+4 O3-2. Закрепление: Что такое соли? Дать названия веществам: Ca(NO3)2, K2SO3, Li2CO3, CuSO4. Определить растворимость этих веществ. Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция. |
Слайд 11 | Домашнее задание: 21, Упр.1, 3, наизусть названия кислотных остатков по табл., стр.109 |
Итоги урока. Оценки. |
Список литературы.
- О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.