Интегрированный урок математики в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях,
  • развивать и совершенствовать вычислительные навыки,
  • умение решать задачи различными способами,
  • воспитывать бережное отношение к животному миру.

Оборудование:

Изображения животных(олень, зубр, белый медведь, морж), таблица с математической пирамидой, карточки с названиями рек и числами. Для учащихся: карточки с задачей, учебник М. Моро "Математика 4 класс".

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. На нем мы будем использовать знания, которые получили на уроках окружающего мира по теме "Природа России". Также на уроке мы научимся решать уравнения нового вида.

Устный счет.

Скажите, в каких природных зонах живут эти звери?(выставляются изображения белого медведя, оленя, зубра, моржа). Решим про них задачи.

а) Белый медведь может плыть со скоростью 7 километров за 1 час. Какое расстояние он преодолеет за 12 часов?

Учитель: Были случаи, когда медведь проплывал без отдыха, чтобы добыть себе еду, до ста километров. Это происходит из-за того, что в Арктике тают льды и медведю трудно найти место для охоты.

б) 150 лет назад количество моржей на территории нашей страны достигало 200000. Сейчас их количество сократилось в 4 раза. Сколько осталось моржей?

в) В нашей стране около 12000 пятнистых оленей. Несмотря на охрану, ежегодно гибнет третья часть. Сколько оленей погибает ежегодно?

Учитель: В 1919 году, зубры в нашей стране полностью исчезли. Их завезли из Польши, стали разводить и охранять. Сейчас их около 1000.

г) В нашем Приокско-Террасном заповеднике 40 зубров. Сколько им требуется сена в сутки, если 1 зубр съедает в сутки 40 кг сена?

Учитель: Все эти животные занесены в Красную книгу России и охраняются государством. Прочитать о них вы можете прочитать в книгах, которые имеются в нашей школьной библиотеке.

Повторение пройденного материала.

Прочитайте слова на карточках(Енисей, Обь, Лена, Амур). Как думаете, что означают числа на других карточках(4440, 3487, 3650, 4400)? Правильно! Это длины этих рек. Расставьте эти числа в порядке возрастания под названиями рек и скажите, какая река самая длинная в России.

Используя эти данные, составьте задачу про реки, чтобы она решалась вычитанием. Вспомните, как выполняется вычитание, когда в записи уменьшаемого есть нули? Запишите в тетради решение, объясните его.

Объяснение новой темы.

Мы знаем, что все в природе находится в равновесии. Все взаимосвязано. Что такое экологическая пирамида? Как она устроена?(объяснения детей)

У нас - математическая пирамида. Найдите закономерность и помогите взобраться на самый верх.

        ?

       ? ?

   30 ? 36

13 17 20 16

Какое действие вам помогло находить ответы?(сложение). Как называются числа при сложении? Как найти неизвестное слагаемое?

Теперь выполним задание по учебнику № 309. Найдем неизвестное слагаемое.

Физминутка.

Продолжение объяснения новой темы.

Прочитайте запись на доске:

А + 6, 36 + С > 7, 33 + Х = 98

Какая запись является уравнением? Решите его.

Сравните два уравнения:

Х + 12 = 25 и Х + 12 = 75 : 3

Что общего, в чем отличия этих уравнений? Можем ли сразу решить второе уравнение? Что нужно сделать с этим уравнением?

Учитель: чтобы решить это уравнение, его нужно упростить.

Решим это уравнение вместе.

32 + А = 57 - 14 решает ученик с объяснением у доски.

Сейчас мы попробуем при помощи новых уравнений решить задачу, которая есть у вас на карточках.

Задача.

Масса двух медвежат весной равнялась 18 кг. За лето их общий вес увеличился на 26 кг. Сколько стал весить осенью один медвежонок, если другой стал весить 23 кг?(ученики составляют уравнение по задаче и решают его)

Закрепление пройденного материала, самостоятельное решение уравнения №311.

Итог урока.

Чему учились на сегодняшнем уроке?

Учитель: Мы учились не только решать уравнения и задачи, но и говорили о защите природы. Бережном отношении к ней.

Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Выставление оценок за урок, домашнее задание.