Цели и задачи урока: познакомить учащихся с представителями класса насекомые, сформировать представление о внешнем строении насекомых.
Оборудование: коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых вредителей леса, сада, огорода, мультимедийная презентация «Общая характеристика класса Насекомые».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приложение 1. Слайд № 1.
II. Проверка домашнего задания
Приложение 1. Слайд № 2.
– На предыдущем уроке мы познакомились с типом Членистоногие. Дайте общую характеристику животных этого типа.
Приложение 1. Слайд № 3.
– В состав типа входят представители трех классов.
Приложение 1. Слайд № 4.
– Выбрать признаки, характерные для класса Ракообразные:
1. Животные, ведущие в основном морской образ
жизни;
2. Длина тела составляет от 0.1 мм– до 12 см;
3. Дыхание через поверхность тела или жабрами;
4. Занимают в основном наземную среду обитания;
5. Глаза фасеточные;
6. Отделы тела срастаются, образуя головогрудь;
7. Кровеносная система незамкнутая.
III. Изучение нового материала
Приложение 1. Слайд № 5.
1. История названия класса.
Приложение 1. Слайд № 6.
– Насекомые – это самый многочисленная группа животных, насчитывает 1.5 млн видов. Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке.
2. Условия жизни.
– Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 .
Приложение 1. Слайд № 7.
– Насекомые освоили все среды жизни – наземную, воздушную, водную, почвенную.
3. Типы ротового аппарата.
– Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение.
Приложение 1. Слайды № 8–11.
4. Строение тела насекомого.
Приложение 1. Слайд № 12.
– Тело насекомого четко поделено на голову, грудь, брюшко.
– В отличие от ракообразных и паукообразных у насекомых 3 пары ног.
5. Образ жизни представителей класса.
Приложение 1. Слайд № 13.
– Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку.
Приложение 1. Слайд № 14.
– Есть насекомые, живущие большими семьями (общественные).
6. Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых».
Приложение 1. Слайд № 15.
- Рассмотрите предлагаемые коллекции. Выявите черты сходства и различия между отдельными насекомыми по размеру, форме тела, окраске и т. д.
- Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду.
- Рассмотрите вредителей различных культур или продовольственных запасов. Отметьте повреждения, наносимые ими.
7. Значение насекомых.
– Используя текст учебника и свои знания, заполните таблицу «Значение насекомых». (Приложение 2)
8. Интересные факты.
Учащимся заранее дается задание: «Подготовить сообщение об интересных фактах из жизни насекомых».
IV. Закрепление изученного материала
V. Домашнее задание: $ 15.