На изучение данной темы в 9 классе отводится 6 часов. За данное количество уроков у учащихся по программе должны быть сформированы навыки:
- Представление числовой информации в различных системах счисления;
- Компьютерное представление числовой информации;
- Перевода числа из одной системы в другую и обратно;
- Освоение способов сложения и вычитания в двоичной системе счисления.
Необходимость создания данной работы в том, что при изучении этой темы у школьников появляются определенные трудности. Хотя сведения о системах счисления и не являются для них новыми, т.к. они изучали их в 7 классе, очень часто допускают ошибки при переводе чисел из одной системы в другую, при распознавании с.с.
Цель работы: способствовать формированию необходимых по программе умений и навыков.
Задачи:
- Формировать умение отличать одну систему счисления от другой;
- Формировать навык перевода чисел из одной с.с. в другую;
- Формировать умение выполнять арифметические действия в разных системах счисления.
За два года преподавания в девятых классах мною были разработаны следующие дидактические материалы, которые успешно применяю на уроках. Использование этих материалов на уроках дало положительные результаты: учащимся легче воспринимать сложный материал, а творческие задания вызывают интерес к предмету.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания – это наглядная демонстрация и объяснение изучаемого материала одновременно. Я разработала учебное пособие в форме опорного конспекта и содержащего основные материалы по теме «Системы счисления», которое применяю при ее изучении. Это пособие состоит из трех частей (презентаций):
- Перевод из десятичной системы счисления в другую систему счисления и обратно. (Приложение 2).
- Перевод из 2n системы в двоичную и обратно. (Приложение 3).
- Арифметика в позиционных системах счисления. (Приложение 4).
На титульной странице пособия содержится главное меню – оглавление (приложение 1). Для перехода в любую тему курса необходимо навести курсор мыши на название темы в оглавлении, и щелкнуть левой кнопкой мыши.
Правила работы с пособием.
Для перехода к выбранной теме:
- Установите курсор мыши на выбранную тему в пункте меню;
- Щелкните левой кнопкой мыши;
- В появившемся окне можно просмотреть необходимый материал;
- В тексте есть слова с гиперссылкой, множество картинок и приложений на данную тему;
- Для возврата на предыдущий уровень можно щелкнуть левой кнопкой мыши по «определяющему» слову в тексте;
- В режиме шаг урок разбивается на три части. Каждый шаг определяет некоторый фрагмент материала, о котором идет речь.
Представленный дидактический материал (Приложение 5) уместно использовать на таких этапах урока, как формирование умений и навыков, закрепление изученного, проверка знаний, умений и навыков. При проверке сформированности умений и навыков предложен тест (Приложение 6). Некоторые задания (особенно для индивидуальной работы) имеют два варианта для большего разнообразия.
За время работы по этой теме количество дидактических материалов продолжает увеличиваться, потому что виден результат. Школьники с большим интересом выполняют задания, т.к. они носят исследовательский характер, они самостоятельно начинают придумывать различные задания.