Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению

Разделы: Внеклассная работа


    Развитие и поддержка одаренных детей
и детей с повышенной мотивацией к обучению 

Концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогического коллектива школы.
Одним из путей реализации поставленной цели  является разработка и внедрение в гимназии целевой программы «Новая формация», по работе с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению. Содержание программы направлено на решение следующих задач: 

  1. развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
  2. стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении ;
  3. повышать уровень и качество гимназического образования через идеи гуманной и личностно ориентированной педагогики

Одаренные дети. Какие они? Непохожие на других, творческие, успешные в учебе, а, может быть, обычные дети, не требующие к себе особого внимания.
Наиболее популярной современной  концепцией  одаренности является теория американского ученого Джозефа Рензулли. Согласно этой концепции, одаренность есть не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, а даже того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Особое внимание он советует  обратить на детей с повышенной мотивацией к обучению, как потенциально одаренных детей.
Трактовка одаренности в концепции  «обогащенного обучения» Рензулли соответствует специфическим условиям функционирования образовательной модели гимназии, поэтому выделенные им факторы одаренности легли в основу программы «Новая формация», согласно положениям которой – гимназия-школа трех ступеней, решающая задачи поиска, воспитания, обучения и поддержки одаренных детей. 

I ступень: Ступень начального образования (1-4 классы)-Малая академия наук.

Цель:  всестороннее развитие личности ребенка.

II ступень: Ступень основного общего образования (5-9 классы )-Клуб «Эрудит», НОУ  «UNIKUM»

Цель: выявление одаренных детей, подготовка учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения

III ступень: Ступень среднего общего (основного) образования (10-11 классы)- НОУ «UNIKUM»

Цель: развитие индивидуальности личности одаренных детей  в рамках профильного обучения, подготовка к дальнейшему обучению в ВУЗах.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях:  через учебный процесс и внеурочную  деятельность по определенной схеме:  диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы → анализ результатов, коррекция проводимой работы.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Диагностика  индивидуальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы гимназии проводится в трех направлениях:

I. Работа с детьми: тест на изучение оригинальности мышления  А. Савенкова; тесты креативности  П. Торренса; шкала измерения интеллекта Д. Векслера; изучение мотивационной готовности детей Л. Венгера
II. Работа с педагогами: методика «Интеллектуальный портрет» А. Савенкова; «Характеристика ученика» по А. Савенкову
III. Работа с родителями: методика «Карта одаренности» А. Савенкова; методика оценки общей одаренности А. Савенкова.

Сочетание этих и других методик позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одаренных детей. Приоритет отдается желанию ребенка заниматься по выбранному направлению, его мотивации к познанию.
В основе планирования  работы  с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению лежит стратегия ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования Дж. Рензулли.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления  и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Работа с одаренными детьми в учебном процессе  осуществляется через обучение по развивающим системам Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. Эти программы имеют систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия. Обучение детей осуществляется на основе использования личностно ориентированного подхода к обучению с использованием технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, технологии французских мастерских  на основе принципов дифференциации и индивидуализации обучения.
Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется в нашей гимназии через занятия по собственному выбору ребенка в рамках  дополнительного образования (горизонтальное обогащение содержания по Рензулли)- на факультетах Малой академии наук (МАН).

  • В системе внеурочной деятельности  МАН используются такие формы работы : попеременное обучение, предполагающее группировку детей разных возрастов на время занятий, что дает одаренным детям возможность для общения  как со сверстниками, так  и с детьми другого возраста, находить равных себе в академическом отношении;
  • Индивидуальные занятия, занятия в малых группах по плану факультетов МАН.
  • Система творческих конкурсов, олимпиад.
  • Детские научно-практические конференции. Присвоение звания «Почетный академик».
  • Конкурс «Портфолио». Присвоение звания «Гимназист года».

Эффективность программы по работе с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению, эффективность работы педагогов с детьми определяется и подтверждается успехами учащихся нашей школы на олимпиадах,  конкурсах различного уровня.
                                                              
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.
Только тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Такова система работы с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению в начальной школе МОУ «Гимназия».

Приложение

Список литературы:

  1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - М., 1997. - N 4. - С.11-17.
  2. Революция в обучении: Пер с англ./ Драйден Г., Вос Д.- М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003.-672с.
  3. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение.- Ярославль: Академия развития, 2004.-352с.
  4. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004-272с.
  5. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ Авт.-сост. Н. И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007.-204с.
  6. Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе/ Авт.-сост. И. А. Петрова и др. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.-287с.