«Красота и здоровье»
(программа факультативного курса)
Пояснительная записка
Самое драгоценное у человека - это здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы. Здоровье нельзя купить, ни за какие деньги, но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый, если раз и навсегда выберет здоровый образ жизни.
Подростковый возраст – прекрасная пора взросления. В этом возрасте в организме человека происходят заметные изменения, а кроме этого начинает формироваться свой образ жизни. Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное - научиться управлять своим здоровьем. Ведь от этого во многом будет зависеть дальнейшая жизнь молодого человека – то, каким он вырастет, чем сможет заниматься, какая будет семья и многое другое. Для того, чтобы управлять своим организмом, необходимо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно.
Факультативный курс «Красота и здоровье», рассчитанный на 30 часов, поможет учащимся заботиться о своем здоровье, соблюдать правила личной гигиены, правильно организовать свой труд и отдых. Программа курса содержит как теоретические сведения по анатомии человека, медицине, экологии, так и практические рекомендации, советы, комплексы гимнастических упражнений и процедур по уходу за кожей, волосами, ногтями, глазами, зубами. Отдельная тема посвящена влиянию вредных привычек на здоровье подростка, так как школьный возраст – период приобщения многих детей к табаку, алкоголю, наркотикам. Особое внимание в программе курса уделяется здоровому питанию.
Курс рассчитан на учащихся 7-8 классов (желательно раздельное преподавание для девочек и мальчиков). Изучение курса поможет подросткам справиться с проблемами роста и стать здоровыми, красивыми, уверенными в себе молодыми людьми.
Цель курса: формирование мотивации здорового образа жизни, индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и полового поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
Ожидаемые результаты. В ходе реализации данного учебного курса у подростков должна укрепиться мотивация здорового образа жизни, должна сформироваться потребность гигиенического поведения.
Учащиеся овладеют:
- комплексом упражнений для глаз, шеи, рук, позвоночника;
- комплексом утренней и дыхательной гимнастики;
- способами ухода за глазами, кожей, зубами, волосами;
- приемами закаливания, самомассажа и релаксации;
- приемами анализа своего поведения и умением составлять собственную программу по уходу за своим организмом.
Содержание курса и тематическое планирование
( 30 часов)
№ |
Тема и содержание занятия |
Форма |
|
Тема 1. Гигиена на каждый день (3 часа) |
|
1. |
Организация быта. Гигиена и экология жилища. |
Беседа |
2. |
Ежедневный уход за своим телом. Ванны. Растирание и их воздействие на кожу. Баня. |
Беседа |
3. |
Гимнастика и ее оздоровительное значение. Комплекс упражнений «Утро», «Ясная голова», «Пищеварение». Закаливание. Обтирание. |
Практикум |
|
Тема 2. Наш друг – движение (1 час) |
|
4. |
Что такое гиподинамия. Лучшее средство от болезней – это движение. Стадион в квартире. Физкультаптечка. Программа действий. |
Беседа - практикум |
|
Тема 3. Значение правильного питания (3 часа) |
|
5. |
Законы питания. Значение белков, жиров, углеводов в питании подростков. Роль витаминов, минеральных веществ в питании, связь их с состоянием здоровья. |
Беседа |
6. |
Как сохранить целебные свойства пищи. Режим и культура питания. Диета. |
Беседа |
7. |
«Азбука питания» (основные правила). Калорийность продуктов питания. Анализ примерного дневного рациона питания. Маркировка продуктов питания. |
Практикум |
|
Тема 4. Искусство отдыхать (2 часа) |
|
8. |
Что такое утомление и как его предупредить. Ежедневный отдых. Сон – одно из лучших косметических средств. Отдых в праздничные дни и во время каникул. |
Беседа |
9. |
Способы релаксации. Комплекс упражнений для релаксации. |
Практикум |
|
Тема 5. Никотин, алкоголь и наркотики – грозные враги красоты (3 часа) |
|
10. |
Почему люди курят. Из истории табака Ядовитый дым. Как действует никотин на организм. Курение или здоровье. Как бросить курить. |
Беседа – диспут |
11. |
«Похититель рассудка». Немного истории. Почему люди пьют. С чего начинается пьянство. Стадии и формы опьянения и алкоголизма. Алкоголь и развивающийся организм. Смертоносный «союз» алкоголя и табака. |
Беседа – диспут |
12. |
Из истории наркотиков. Почему люди одурманивают себя. О вреде наркотиков для организма человека. Сумей сказать «Нет!». Преимущества трезвого, здорового образа жизни. |
Беседа - диспут |
|
Тема 6. Влияние агрессивных факторов окружающей среды на кожу (1 час) |
|
13. |
Пыль. Солнечная радиация. Смолы, растворители, лекарства, кислоты. Минеральные удобрения, пестициды, гербициды. Профилактика и гигиена. |
Конференция |
|
Тема 7. Уход за волосами (1час) |
|
14. |
Ежедневный уход за волосами. Мытье и сушка волос. Сухие волосы. Жирные волосы. Перхоть. Выпадение волос. Изменение цвета волос. Анализ собственного поведения касательно ухода за волосами. |
Беседа-практикум |
|
Тема 8. Уход за кожей лица (2 часа) |
|
15. |
Нормальная кожа. Сухая кожа. Жирная кожа. Способы определения типа кожи. |
Беседа-практикум |
16. |
Декоративная и лечебная косметика. Массаж лица. |
Беседа-практикум |
|
Тема 9. Дефекты кожи (2 часа) |
|
17. |
Угри. Веснушки. Бородавки. Морщины. Профилактика и гигиена. |
Беседа |
18. |
Лекарственные травы и фрукты, используемые для ухода за кожей. |
Конференция |
|
Тема 10. Уход за глазами (1час) |
|
19. |
Как заботиться о своих глазах. Раздражение глаз. Гимнастика для глаз. Уход за бровями и ресницами. Анализ собственного поведения, связанного с уходом за глазами. |
Практикум |
|
Тема 11. Уход за губами и зубами (1час) |
|
20. |
Красота губ. Уход за полостью рта. Повреждение слизистой губ и полости рта. Правила ухода за зубами и анализ собственного поведения, касающегося их соблюдения. |
Беседа |
|
Тема 12. Уход за носом, ушами, шеей и подбородком (2часа) |
|
21. |
Гигиена носовой полости. Профилактика воспалений слизистой носа. Дыхательная гимнастика. Комплекс упражнений «Без бронхита». |
Практикум |
22. |
Гигиена ушей. Разминка ушной раковины. Комплекс упражнений для шеи и подбородка. Анализ собственного поведения, связанного с уходом за ушами, подбородком, шеей и носом. |
Практикум |
|
Тема 13. Уход за руками (1 час) |
|
23. |
Основные правила ухода за руками. Защита рук во время работы. Предупреждение обморожений. Уход за ногтями. Гимнастика для рук. |
Беседа-практикум |
|
Тема 14. Уход за ногами (1час) |
|
24. |
Потливость ног. Варикозное расширение вен. Обморожение ног. Плоскостопие, потертости, мозоли. Профилактика болезней. Гимнастика для ног. |
Беседа-практикум |
|
Тема 15. Королевская осанка (1 час) |
|
25. |
Что такое осанка. Как правильно сидеть, ходить, стоять, лежать, носить тяжести. Комплекс упражнений для позвоночника. |
Беседа - практикум |
|
Тема 16. Тайны внутри нас (2часа) |
|
26. |
Физиологические процессы, происходящие в организме мальчика (девочки) в период полового созревания. Строение органов мужской (женской) репродуктивной системы. Выбор для девочек подходящих средств гигиены для обеспечения комфортности и защиты. Что такое контрацепция. |
Беседа |
27. |
«Чума века» - СПИД. |
Беседа |
|
Тема 17. Мода и здоровье (1 час) |
|
28. |
Давняя война. Как рождается мода. «Модные» болезни. |
Беседа - диспут |
|
Тема 18. Из истории медицины, или как люди научились лечиться (2 часа) |
|
29. |
Когда на свете не было врачей. Первым лекарством было слово. Музыка лечит. Аромо – и арттерапия. Биография знакомых вещей (история происхождения мыла, зубной щетки, градусника и др.). |
Конференция |
30. |
Необыкновенные возможности человека. |
Защита программ по уходу за своим организмом. |
Литература
- Абдулина А.С. Жизнь без лекарств. – Красноярск, 1985 г.
- Дацковский Б.М. Растения и косметика. – Пермь, 1990 г.
- Заготова С.Н. Валеология. Справочник школьника - Донецк, 1998 г.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. – СП б.: Акцидент, 1998 г.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СП б.: Акцидент, 2001 г.
- Зинец И.И. Здоровье и питание. - Пермь, 1991 г.
- Кудашева В.А. Чудесная диета, или как стать стройными. – М.: Просвещение, 1991
- Коростелев Н.Б. От Я до Я. Детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987 г.
- Мередит С. Детская сексология. Школьный иллюстрированный справочник. – М.: Росмэн, 1996 г.
- Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников. – Пермь, 1998 г.
- Татарникова Л.Г. Валеология подростка. – СП б.: Петроградский и К., 1996 г.
- Чайковский А.М., Шенкман С.Б. Искусство быть здоровым. – М.: Физкультура и спорт, 1987 г.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 1986 г.
- Ярошевская Б. Труд и красота. – М.: Профиздат, 1986 г.