Тема: «Посылка лесным жителям»
Цель: составление рассказа с использованием наглядного моделирования.
Задачи:
1. развитие связной речи с использованием игровых
приёмов;
2. развитие мелкой моторики через сочетание игр и
упражнений для тренировки пальцев с речью;
3. воспитание доброжелательного отношения детей
друг к другу и к окружающей обстановке;
4. воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование: игры шнуровки, разрезные картинки (почтовая машина), манная крупа, клей, счетные палочки; опорные модели, сделанные на картоне из самоклеящейся бумаги, модель почтовой машины в лесу (на ватмане); клейстер, кисти; магнитная доска, магниты, для крепления моделей
Ход занятия
1.Оргмомент. (1 мин)
- Скоро Новый год. А в Новый год дед Мороз, Взрослые и дети дарят друг другу подарки и поздравительные открытки с пожеланиями. Расскажите, что мы делаем, когда готовимся к Новому году.
2. Пальчиковая гимнастика«Новый год. Зимние забавы» (2мин)
Раз, два, три, четыре, пять - |
Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших |
Будем елку украшать |
Переплести пальцы рук, показать «ёлку» |
Бусы, шарики, игрушки |
Сгибать большой и указательный пальцы в «бусы», большой и указательный ,большой и средний |
Дождик, звездочки, хлопушки |
Сгибать большой и безымянный,больщой и мизинец обеих рук, пальцы в щепоть – внезапно вскинуть кисти обеих рук распрямив все пальцы |
Миллион на ней огней |
Свободное шевеление всех пальцев поднятых вверх кистей обеих рук |
Можно приглашать гостей |
Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки ладонями вверх |
Приходили к ёлке |
Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой«ёлка» |
Зайцы, белки, ёжики |
«ушки длинные у зайца»,пальцы сжаты в кулак, указательный и средний согнуты – «белки»,пальцы сжаты в кулак, большой, указательный и средний подняты вверх – «ёжик» |
Новый год встречали |
Похлопать в ладоши |
И подарков ждали |
Соединить ладони слегка их округлив |
3. Выкладывание букв счетными палочками ( 3 мин)
- какого праздника мы с вами очень ждем? (мы ждем Новый год). (выставляется модель Ёлки) (рисунок 1)
- Мы сейчас играли с пальчиками, скажите, кто же в лесу от нас ждет подарков на Новый год?
- Подарков ждут белочка, заяц и ёжики.
- Где они живут? (они живут в лесу)
- Как мы их назовем, раз они живут в лесу? (Мы назовем их - лесные жители)
- Вот они наши лесные жители (выставляются игрушки или модели животных) (рисунок 2)
- А как же мы их поздравим? Отправим открытку или сделаем подарок? Давайте выложим из счетных палочек эти буквы. (логопед раздает карточки с буквами (приложение 1), дети выкладывают эти буквы из счетных палочек на столе)
- Соберите из получившихся букв слово? (подарок).
- Так что же мы сделаем для лесных жителей к Новому году? (Мы сделаем для них подарок). (выставляется модель подарка) (рисунок 3)
4. Шнуровка (6 мин)
Дети подходят к столу логопеда, на котором лежат шнуровки.
- Чем же мы порадуем ленных жителей? (шишками, грибами, сушеными фруктами, рябиной и т.п.) (рисунок 4)
- Ксюша, кому ты будешь делать подарок? (Я буду делать подарок Зайцу), (ребенок берет карту шнуровки)
- Скажи, полным предложением, чем ты порадуешь зайца? (морковкой, капустой, репкой)
- найди все это у меня на столе? (ребенок выбирает подходящие фигурки овощей)
(Аналогично разбираются подарки для белки и ежа)
- Сядьте, пожалуйста, на свои места и пришнуруйте то, что подарите своему лесному жителю.
(дети выполняют шнуровку). (приложение 1)
5. работа с разрезной картинкой (4 мин)
- Вот мы с вами собрали подарки для лесных жителей. Подумайте, каким образом их можно доставить в лес? ( Можно почтой)
- Можно, но наша посылка получается большой, и как письмо в почтовый ящик она не помещается. Вот у нас разрезные картинки. (приложение 1) соберите и скажите как по другому можно доставить посылку? (дети собрали)(Можно отправить её на почтовой машине)Выставляется модель почтовой машины. (рисунок 5)
- Теперь подарки оформили как посылку и отправили на машине в лес. А что у нас происходит в лесу…
6. Физминутка (2 мин)
Дует ветер, дует |
Стоя дуть перед собой |
Деревца качает |
Стоя, подняв руки вверх наклоны вправо-влево |
Белая метель |
Наклониться вперед |
Снегом засыпает |
Махи руками в стороны |
И летят снежинки |
Кружиться на месте |
Над лесной дорогой |
Бег по кругу |
даже грозный мишка спрятался в берлоге |
Изобразить идущего вперевалку медведя |
Под ногами елок. |
Остановиться, руки чуть в стороны и повороты туловищем стоя на месте |
Выросли сугробы |
Остановиться, сесть на корточки и сжаться в комочек |
7. Обсыпание манкой макета. (4 мин)
- Так что же у нас происходит в лесу? (В лесу все засыпано снегом)
- Сделайте деревья, покрытые снегом. (Детям предлагается ватман, на котором нарисованы деревья и почтовая машина.) (рисунок 6)
- Как мы это сделаем? (Мы возьмем сначала все намажем клеем, а потом посыплем манкой)
(далее осуществляется проговаривание по результатам деятельности)
8. Составление рассказа с опорой на модели (8 мин)
- Для чего нужны подарки? Мы с вами попали в метель, но подарки лесным жителям мы все же довезли. И они были очень рады. ( выставляется последняя модель).
- Расскажите теперь всю историю посылки для лесных жителей опираясь на эти модели. (см.рисунки 1 – 6 )
«Скоро Новый год. Зайцы, белки и ежи ждут подарков. Для зайца мы подарили капусту, морковку, репку. Для белки мы подарили орешки, грибы, сушеные фрукты. А для ежа рябину и грибы. Все подарки собрали в посылку. Посылку повезли в лес на почтовой машине. Машина попала в метель. Но подарки были доставлены зайцу, белке и ежу.»
(Совместное составление рассказа. Затем весь рассказ проговаривает один ребенок.)
- Молодцы. Подарки были доставлены и лесные жители были очень рады. И тоже сделали вам подарки. Они лежат вот в этой коробке. (Раздаются шоколадные фигурки зайцев или другие сладости)
9. Итог занятия (1 мин)
-Что сегодня мы с вами делали? Что больше всего понравилось? Чем понравилось заниматься больше всего. А сейчас пойдите в группу и расскажите другим ребятам, какую посылку к Новому году мы сделали для лесных жителей.