Урок по изобразительному искусству в 6-м классе. "Волшебство цвета. Природа и художник"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: формирование  у учащихся  цветовых ассоциаций через цветоощущение.

Задачи:

  • воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • развить образное мышление (психические познавательные процессы);
  • обучить образному языку и умению работать на бумаге.

Оборудование:

  • Презентация урока на компьютере;
  • Слайды картин художников-пейзажистов;

Урок сопровождается музыкой Вивальди.
Парты поставлены по периметру кабинета, в центре стол учителя, компьютер, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие.

Слайд № 1.

Стихотворение А. Блока.

- Какими красками можно написать  картину, описанную поэтом в стихотворении?
- Какое настроение создаёт у вас эта картина?

Обсуждение.

- Цвета в мире существуют сами по себе, но важно научиться замечать многоцветие окружающего нас мира. Научиться передавать и создавать своё настроение, состояние природы, окружающей нас действительности с помощью цвета.
Сегодня на уроке мы научимся этому.

Слайд № 2.

Тема сегодняшнего урока: «Волшебство цвета.  Природа и художник».

2. Повторение пройденного материала.

Слайд № 3.

Цвет- это главное выразительное средство в живописи.

Все цвета в природе можно разделить на:

  • Ахроматические;
  • Хроматические.

Хроматические цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – цветовое расположение на радуге. Вспомним все вместе считалочку про охотника.
Среди хроматических цветов выделяют 3 основных цвета: красный, желтый, синий. Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Все цвета расположенные по кругу образуют цветовой круг.

Задание 1.

– Я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет закрепить наши знания. Закройте глаза и представляйте то, что я буду проговаривать.

1. На фоне одного цвета геометрические тела, фигуры, дуги:

  • на зеленом поле – красные треугольники;
  • на голубом небе – нежно- розовые шары;
  • по красному полю – шагают зеленые квадраты;
  • на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.

2. Представьте каплю своего любимого цвета, она падает на белый фон и растекается в большое пятно.
- Ребята,  кто-то из вас не смог представить соотношение некоторых цветов,  не волнуйтесь. Сегодняшний урок поможет вам в этом.

3. Практическая часть

Слайд № 4.

– Существуют темные цвета.

С каким чувством, состоянием они связаны, что они вызывают (страх, опасность)?

– Назовите этот цвет.
– А яркие, светлые тона либо веселят, либо успокаивают.
– Какие это цвета?

Вот это и есть ассоциация цвета, т.е. цвет, который связан с нашими ощущениями, чувствами и восприятием окружающего нас мира.

– Давайте посмотрим «Картины природы», внимание на экран.
(«Картины природы» - фильм, созданный из слайдов картин художников, сопровождаемых музыкой  А. Вивальди).
- Какое состояние на картинах?
-  Какие чувства они вызывают?

Задание 2.

Создать этюды на половину альбомного листа  в звонкой и глухой гамме. И звонкие и глухие звуки вы слышали, а теперь попытайтесь их передать в небольшой пейзажной зарисовке, используя звонкие и глухие краски.

 
Рисунок № 1 

Обсуждение.

– С помощью цвета можно передать состояния души: физическое, эмоциональное.

Задание 3.

Выполнить этюды на половину формата альбомного листа, показать с помощью элементов абстракции, линий и цветовой гаммы на бумаге состояние души – грусть и радость.

          
Рисунок № 2

3. Заключительная часть

Слайд № 4.

– Ребята, перед вами большая солнечная поляна. Давайте украсим её цветами.

Задание  4.

- У каждого из вас есть белый лепесток, передайте на нём своё впечатление от урока. Выберите для него линию и наиболее подходящий цвет. Напишите пожелания.

 
Рисунок № 3

Обсуждение общей работы.

- Какими красками вы выразили своё отношение к уроку?
- Какую линию использовали, и почему?

- Спасибо за хорошую работу на уроке, пусть ваша жизнь будет наполнена только яркими красками.

Оценки за урок.