Цель: формирование у учащихся цветовых ассоциаций через цветоощущение.
Задачи:
- воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- развить образное мышление (психические познавательные процессы);
- обучить образному языку и умению работать на бумаге.
Оборудование:
- Презентация урока на компьютере;
- Слайды картин художников-пейзажистов;
Урок сопровождается музыкой Вивальди.
Парты поставлены по периметру кабинета, в центре стол учителя, компьютер, проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие.
Слайд № 1.
Стихотворение А. Блока.
- Какими красками можно написать картину, описанную поэтом в стихотворении?
- Какое настроение создаёт у вас эта картина?
Обсуждение.
- Цвета в мире существуют сами по себе, но важно научиться замечать многоцветие окружающего нас мира. Научиться передавать и создавать своё настроение, состояние природы, окружающей нас действительности с помощью цвета.
Сегодня на уроке мы научимся этому.
Слайд № 2.
Тема сегодняшнего урока: «Волшебство цвета. Природа и художник».
2. Повторение пройденного материала.
Слайд № 3.
Цвет- это главное выразительное средство в живописи.
Все цвета в природе можно разделить на:
- Ахроматические;
- Хроматические.
Хроматические цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – цветовое расположение на радуге. Вспомним все вместе считалочку про охотника.
Среди хроматических цветов выделяют 3 основных цвета: красный, желтый, синий. Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Все цвета расположенные по кругу образуют цветовой круг.
Задание 1.
– Я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет закрепить наши знания. Закройте глаза и представляйте то, что я буду проговаривать.
1. На фоне одного цвета геометрические тела, фигуры, дуги:
- на зеленом поле – красные треугольники;
- на голубом небе – нежно- розовые шары;
- по красному полю – шагают зеленые квадраты;
- на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.
2. Представьте каплю своего любимого цвета, она падает на белый фон и растекается в большое пятно.
- Ребята, кто-то из вас не смог представить соотношение некоторых цветов, не волнуйтесь. Сегодняшний урок поможет вам в этом.
3. Практическая часть
Слайд № 4.
– Существуют темные цвета.
С каким чувством, состоянием они связаны, что они вызывают (страх, опасность)?
– Назовите этот цвет.
– А яркие, светлые тона либо веселят, либо успокаивают.
– Какие это цвета?
Вот это и есть ассоциация цвета, т.е. цвет, который связан с нашими ощущениями, чувствами и восприятием окружающего нас мира.
– Давайте посмотрим «Картины природы», внимание на экран.
(«Картины природы» - фильм, созданный из слайдов картин художников, сопровождаемых музыкой А. Вивальди).
- Какое состояние на картинах?
- Какие чувства они вызывают?
Задание 2.
Создать этюды на половину альбомного листа в звонкой и глухой гамме. И звонкие и глухие звуки вы слышали, а теперь попытайтесь их передать в небольшой пейзажной зарисовке, используя звонкие и глухие краски.
Рисунок № 1
Обсуждение.
– С помощью цвета можно передать состояния души: физическое, эмоциональное.
Задание 3.
Выполнить этюды на половину формата альбомного листа, показать с помощью элементов абстракции, линий и цветовой гаммы на бумаге состояние души – грусть и радость.
Рисунок № 2
3. Заключительная часть
Слайд № 4.
– Ребята, перед вами большая солнечная поляна. Давайте украсим её цветами.
Задание 4.
- У каждого из вас есть белый лепесток, передайте на нём своё впечатление от урока. Выберите для него линию и наиболее подходящий цвет. Напишите пожелания.
Рисунок № 3
Обсуждение общей работы.
- Какими красками вы выразили своё отношение к уроку?
- Какую линию использовали, и почему?
- Спасибо за хорошую работу на уроке, пусть ваша жизнь будет наполнена только яркими красками.
Оценки за урок.