Цели урока:
- Обобщить представления учащихся об этапах создания текстовых документов.
- Расширить представления об обработке информации с помощью графики.
- Ввести понятия «компьютерная графика», «графический редактор».
- Познакомить с азами компьютерной графики.
- Освоить работу мыши с помощью графического редактора Paint.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Воспитывать аккуратность и внимательность, творческий подход к выполнению работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютеры, проектор, интерактивная доска, карточки с текстом заданий для кроссворда, презентация «Компьютерная графика», карточки для практической работы (задание 1), рабочая тетрадь Босовой Л., музыкальный диск, магниты, смайлики.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Проверка наличия рабочих тетрадей. Настрой на работу.
II. Актуализация ранее изученного
Разгадывание кроссворда (Приложение 1)
– На предыдущих уроках мы изучали текстовый редактор. Давайте вспомним основные понятия. (У детей карточки с заданиями. Вызванный ученик читает задание, все вместе отгадывают слово).
- Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Им может быть отдельное слово, строка, абзац, страница. (Фрагмент)
- Упорядочивание информации в определенном порядке: по алфавиту, по номерам или в хронологической последовательности. (Сортировка)
- Второй этап подготовки документа на компьютере, в ходе которого исправляются обнаруженные ошибки и вносятся изменения. (Редактирование)
- Этап подготовки документа, на котором ему придается тот вид, который документ будет иметь на бумаге. (Форматирование)
- Минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т.д. (Символ)
- Любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. (Текст)
- Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, выделенная отступом. (Абзац)
III. Объяснение нового материала
1) Сообщение темы и целей урока
– Тема сегодняшнего урока “Компьютерная графика”.
2) Актуальность темы
– На сегодняшний день тяжело представить себе
мир без компьютерной графики. Ведь в любой
области жизни общества компьютерная графика
находит свое применение. Архитекторы используют
графику при проектировании зданий,
мультипликаторы – при создании новых
мультфильмов. Графика применяется в печатных
изданиях: книгах, журналах или газетах. Что бы
привлечь внимание читателей создаются красочные
обложки книг и журналов, а так же иллюстрации,
которые помогают читателю наиболее полно
представить себе содержание прочитанной
информации.
– Так же графика используется для оформления
документов. Это всевозможные логотипы фирм,
предприятий и организаций.
– Очень широко компьютерная графика
используется для создания рекламы, без которой
уже трудно представить нашу жизнь. Это реклама на
телевидении, создаваемая в виде анимации,
реклама в газете. И чем ярче реклама, тем больше
шансов привлечь к себе внимание.
3) Объяснение нового материала
– Для обработки графической информации нужны специальные программы.
Графический редактор – это программа, предназначенная для создания и редактирования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций к докладам и других изображений.
Нашу работу с компьютерной графикой мы начнем с самого простого графического редактора Paint. Графический редактор Paint входит в набор стандартных программ.
(Используя интерактивную доску, учитель запускает Paint, знакомит с окном программы и инструментами).
– Окно графического редактора Paint имеет стандартный вид. Вверху окна находится Строка заголовок. Строка заголовок содержит название программы, в которой мы работаем, название документа и кнопки управления окном. Сразу под Строкой заголовка находится строка меню. Давайте рассмотрим команды, содержащиеся в данных меню. Меню Файл содержит команды позволяющие работать с фалом документа. Меню Правка содержит команды позволяющие работать с содержимым документа. Меню Вид отвечает за вид окна программы. Меню Рисунок позволяет проводить различные манипуляции с рисунком. Меню Палитра позволяет изменить палитру красок. Меню Справка содержит справочную информацию по программе Paint.
В левой части окна находится Панель инструментов, с помощью которых создаются различные графические изображения. Большая белая область, находящаяся в центре экрана называется Рабочей областью. Это область, в которой мы будем создавать изображения. Внизу окна графического редактора находится палитра, с помощью которой мы можем разукрасить созданное изображение. Самая нижняя строка называется Строка состояния. В ней выводится координата выбранной точки и размер строящегося изображения. Сейчас вы приступите к выполнению лабораторной работы.
Инструменты из Панели инструментов позволяют рисовать различные геометрические фигуры, закрашивать области рисунка, выделять графические элементы, вписывать текст, проводить линии определенной толщины, корректировать изображение и многое другое.
Карандаш – позволяет провести линию.
Кисть – более широкая линия. В окне под
панелью инструментов можно выбрать форму кисти.
Ластик – используется для стирания
объектов. Размер ластика также можно выбрать под
панелью инструментов.
Распылитель – позволяет создавать
размытые пятна.
Линия – используется для построения
прямых линий методом протягивания. Если при
построении удерживать нажатой клавишу Shift, то
линии будут горизонтальные, вертикальны или
направленные под углом 450.
Кривая – строит кривую линию в три
приема: вначале строится прямая линия, а затем
задается изгиб. Чтобы нарисовать прямую линию,
протащите указатель мыши по области рисования.
Для задания изгиба установите указатель мыши по
одну из сторон прямой вершину дуги, нажмите
кнопку мыши и протяните, а затем измените
кривизну дуги, перетаскивая указатель в другом
направлении.
Эллипс – для создания эллипса
протащите указатель по диагонали эллипса. Чтобы
нарисовать круг, удерживайте нажатой клавишу Shift
при перетаскивании указателя.
Прямоугольник – для создания
прямоугольника протащите указатель по диагонали
создаваемого прямоугольника. Для создания
квадрата перетаскивайте указатель, удерживая
нажатой клавишу Shift.
Скругленный прямоугольник – строится
так же, как и обычный прямоугольник.
Заливка – используется для заливки
замкнутых областей. Если щелкнуть внутри
замкнутой области, для которой требуется
выполнить заливку, левой кнопкой мыши, она
зальется цветом основного цвета, правой –
фоновым цветом.
IV. Физминутка
V. Закрепление пройденного материала (Лабораторная работа №10)
Цели работы:
- изучить элементы интерфейса графического редактора Paint;
- научиться создавать несложные рисунки в графическом редакторе Paint;
- научиться раскрашивать объекты.
– Отгадайте загадку: кругом вода, а с питьем беда. (Море)
– Сегодня на практической работе вы выполните рисунки на морскую тематику.
(Учитель объясняет задания.)
Задание 1.
Нарисовать теплоход. Дополнить рисунок по своему усмотрению. (<Рисунок 1>)
Задание 2.
1. Открыть файл Морская звезда. (<Рисунок 2>)
2. С помощью инструмента «Масштаб» найти пробелы в рисунке и исправить их, чтобы можно было применить заливку.
3. Закрасить рисунок.
4. Дополнить рисунок по своему усмотрению.
Задание 3.
1. Открыть файл Дельфин.(<Рисунок 3>)
2. С помощью инструмента «Заливка» закрасить рисунок.
3. Используя инструменты для рисования, дополнить рисунок.
– Но прежде чем приступить к работе, давайте с
вами немного помечтаем. Закройте глаза и
посчитайте до трех. (Звучит звук моря)
– А сейчас каждый приступает к работе.
(Во время работы учащихся звучит спокойная инструментальная музыка).
VI. Подведение итогов урока
1) Работа в тетради (стр.85 №51)
2) Беседа
– Где применяется компьютерная графика? С каким графическим редактором мы работали?
3) Рефлексия
– Сегодня каждый из нас закончил урок с
определенным настроением. Какое оно у вас я не
знаю, а могу лишь догадываться.
Для того чтобы передать эмоциональное
настроение, при работе на компьютере используют
смайлики (от англ. smile – улыбка). Оцените себя,
используя смайлики. (У детей на столах лежат
смайлики).
Учитель предлагает детям прикрепить смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:
: – ) – те, кто считает, что хорошо
понял тему и поработал на уроке.
: – ? – те, кто считает, что недостаточно
хорошо понял тему, поработал на уроке.
: – ( – те, кто считает, что ему еще
нужно работать над данной темой.
VII. Домашнее задание
– Те, у кого есть компьютеры, нарисуйте рисунок на любую тему и распечатайте его или принесите на носителе. Те дети, у кого нет компьютеров дома, вспомните, с какими инструментами для рисования мы сегодня познакомились.
Список используемой литературы:
- Босова Л. Информатика. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Босова Л. Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.