Цели.
- Научить составлять, сравнивать и решать примеры на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, различать их, осуществлять осознанный выбор арифметического действия.
- Корригировать мыслительную деятельность, память и внимание в ходе выполнения операций сравнения, обобщения, классификации.
- Воспитывать мотивацию к учению.
Методическое и техническое обеспечение.
Веер чисел 1 – 20, рисунок Незнайки, цветные геометрические фигуры: круги, треугольники, квадраты, разносы со счётным материалом.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Какое сегодня число?
- Сегодня 19 ноября.
-Какой сегодня день недели?
- Сегодня среда.
-Какой по счёту этот урок?
- Этот урок второй по счёту.
-Как называется этот урок?
- Это урок математики.
-Чему вы учитесь на уроках математики?
- На уроках математики мы учимся считать, решать примеры и задачи.
- К нам на урок пришёл сказочный герой. Но он покажется вам, если вы справитесь с заданиями, которые он для вас приготовил.
2. Устный счёт.
1) - Возьмите в руки веер чисел. Я буду показывать вам число, а вы должны показать мне следующее за ним число.
- Я буду показывать вам число, а вы должны показать мне предыдущее число.
2) – Решим “круговые” примеры: 2+2= 4-1= 3+3= 6-4=
- Молодцы, с заданиями справились. Кто наш гость? (Учитель показывает рисунок Незнайки). – Незнайка!
- Незнайка приготовил для вас много интересных заданий. Справитесь?
3. Пальчиковая гимнастика.
- Для того, чтобы руки вас хорошо слушались, и вы красиво писали в тетрадях, выполним разминку для пальчиков.
“Цветок”. Руки на локоточках, раскрывают пальчики, сжимают.
“Красим забор”. Плавные движения кистями рук вверх и вниз.
“Гладим кошку”. Плавные движения кистями рук влево, вправо.
“Нарисуем солнышко”. Круговые движения кистями рук.
4. Минутка чистописания.
- Откройте тетради. Открывают со словами:
- Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Вот как ручку я держу.
- Сколько клеток отступим от домашней работы? - Отступим 4 клетки.
- Запишем число.
- Покажите Незнайке, как вы умеете красиво писать числа от 0 до 13. Смотрите образец.
- Возьмите красный карандаш, обведите кругом число, которое на 2 больше, чем 10.
- Возьмите синий карандаш, обведите квадратом число, которое на 2 меньше, чем 10.
- Возьмите зелёный карандаш, обведите треугольником число, которое на 3 больше, чем 10.
Проверка с помощью сигнальных карточек.
- Молодцы! Справитесь ли вы со следующим заданием Незнайки?
5. Упражнения на коррекцию мышления, памяти и внимания.
- Какую геометрическую фигуру и какого цвета нужно положить в пустую клетку?
Физминутка.
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Наш медведь пошёл домой,
И запрыгал заинька.Пчёлы в ульях сидят
И в окошки глядят.
Порезвиться захотели –
Друг за другом полетели.Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, и два – наклон.
Зашумел листвою клён.Мы по лесу шли, шли.
Белый гриб в лесу нашли.
Тут грибок, и тут грибок.
Будет целый кузовок.
6. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять, сравнивать и решать примеры на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
7. Изучение нового материала.
Учитель предлагает детям на разносах счётный материал, даёт задание составить примеры сначала на увеличение числа на несколько единиц. Составленные примеры учащиеся записывают в тетрадь.
Вывод: При увеличении числа на несколько единиц предметов становится больше. При записи примера используем знак “+”.
Затем учитель даёт задание составить примеры на уменьшение числа на несколько единиц. Составленные примеры учащиеся записывают в тетрадь.
Вывод: При уменьшении числа на несколько единиц предметов становится меньше. При записи примера используем знак “-”.
8. Первичное закрепление изученного материала.
Работа по учебнику стр.112 №69(2).
Проверка с помощью сигнальных карточек.
Физминутка для глаз.
9. Закрепление изученного материала в новой ситуации.
- Незнайка не смог решить задачу. Поможем ему?
- На верхней полке 10 книг, а на нижней - на 3 книги больше. Сколько книг на нижней полке?
Разбор задачи:
- О чём эта задача?
- Сколько книг на верхней полке?
- А что сказано о книгах на нижней полке?
- Что значит на 3 больше?
- Значит, книг на нижней полке больше или меньше, чем на верхней?
- Каким действием будем находить количество книг на нижней полке?
Запись краткого условия задачи и её решения на доске и в тетрадях.
- Сколько получилось книг на нижней полке?
- Ответили ли мы на вопрос задачи?
- Проверим, правильно ли мы решили задачу.
Запись ответа.
10. Домашнее задание.
С. 112 №69 (1).
11. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
Учащиеся под руководством учителя делают вывод: При увеличении числа на несколько единиц предметов становится больше. При записи примера используем знак “+”.
При уменьшении числа на несколько единиц предметов становится меньше. При записи примера используем знак “-”.
Незнайка благодарит детей и дарит награды.