С течением времени в российское образование пришли способы развития воображения и творческого мышления, так называемая ТРИЗ-педагогика. Это направление раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решения изобретательских задач – ТРИЗ.
Эффективность ТРИЗ – педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся.
Наш детский сад занимается развитием у детей воображения, основ творческого мышления во всех видах деятельности, включая музыкальные занятия.
Традиционная программа предполагает одним из видов работы с детьми – слушание музыки. Изначально он наиболее сложен, так как у детей отсутствует произвольное внимание, детям тяжело сосредоточиться, еще более проблемно рассказать о своих впечатлениях.
Существуют разные точки зрения на восприятие музыки. Некоторые педагоги считают, что дети должны внимательно слушать музыку после предварительной беседы, отвечать на поставленные вопросы; другие определяют начальной точкой «активное музицирование, а не пассивное слушание» (Т.Э. Тютюнникова).
Мы считаем, что наряду с простым слушанием ребенок может еще и словами выразить свои чувства и эмоции о прослушанной музыке. Конечно, совсем не каждое музыкальное произведение детям нужно обсуждать, но мы в своей работе остановились на обучении детей описанию эмоционального состояния при восприятии музыкального произведения. Этой проблемой мы занимаемся с 2003 года.
Нами был разработан перспективный план на основе учебного пособия О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей». Мы отобрали музыкальные произведения и составили конспекты занятий, используя универсально-опорную таблицу для рассказывания о музыке, составление метафоры по предложенному алгоритму.
В ходе проведенных занятий нами замечено:
1. Восприятие музыкальных произведений
поднялось на более высокую ступень, развилась
музыкально-эстетическая потребность в
ознакомлении с различными образцами музыки.
2. Универсально-опорная таблица помогает в
развитии способности целостного и
дифференцированного музыкального восприятия.
3. Модель рассказа (универсально-опорная таблица),
предложенная детям систематизировала их знания
о музыке, вселила в них уверенность в собственных
силах, позволила высказывать свои суждения,
проявляя свое личное отношение к
эмоционально-образному содержанию произведения.
В процессе занятий мы поняли, что данный вид работы интересен детям и помогает им решать проблемы не только музыкального восприятия, но и речевые, личностные.
Рассказ детей старшей группы:
«Мы слушали музыку Вивальди «Зима». Эта музыка инструментальная, для скрипки со струнными симфоническими инструментами. Можно представить, как падают снежинки, они сверкают и блестят. Звуки музыки, как жемчужинки зимнего леса. Музыка не быстрая и не медленная, она умеренная. Звуки то усиливаются, то затихают. Скрипки поют высокими голосами».
Мы не остановились на достигнутом в связи с тем, что дети и на музыкальном занятии могут использовать метафорические сравнения, но они носят эпизодический, несистемный характер.
Нами была применена методика обучению системному сравнению по картинам Нестеренко А.А. и Сидорчук Т.А.
Технологическая цепочка методики
1 шаг: рассматривается какая-либо
система, состоящая из взаимосвязанных объектов;
2 шаг: уточняются действующие объекты и их
основные характеристики;
3 шаг: берется основная система, которая требует
сравнения и поочередно в ней находятся объекты
для сравнений (наложение объектов первой системы
на объекты второй системы).
Остановимся подробнее на примере знакомства с музыкой Э. Грига «Утро». После двух занятий, на которых дети слушают музыку, двигаются под нее, создавая образ, украшают ее звуками музыкальных инструментов, выставляется картина «Утро» Е. Митрофановой.
Программное содержание: создавать условия для описания пейзажа на основе сравнения тембров музыкальных инструментов.
Ход занятия.
Выставляется картина «Утро» Е. Митрофановой. Дети, что вы видите на этой картине? (ответы) Представьте, что вы попали в эту картину. Что мы можем там услышать? (ответы) А сейчас мы возьмем в помощники музыку Грига «Утро» и попробуем звуки разных музыкальных инструментов перенести на картину (слушание).
Чем можно представить звуки флейты? Гобоя? Всего оркестра? Придумаем красивые сравнения.
Получившиеся сравнения детей логопедической группы:
- звуки флейты нежные, как первые лучи солнца;
- мелодия гобоя, как качающееся дерево;
- оркестр звучит, как темнеющий лес вдали
На следующем занятии дети рассказывали
о музыке, используя универсально-опорную таблицу
и пейзаж, которые вывешены перед глазами детей.
Рассказ детей логопедической группы:
«Мы слушали музыку «Утро» Грига. Музыка рисует просыпающуюся природу. Музыка инструментальная для симфонического оркестра. Звуки флейты похожи на первые лучи солнца. Мелодия гобоя – как качающееся дерево. Еще я слышу как поют птицы. Весь оркестр звучит как темнеющий вдали лес. Солнце сначала показывает чуть-чуть свои лучи, а потом просыпается, и с ним просыпается вся природа. В музыке три части. Темп неторопливый умеренный. Звуки то тихие, то громкие. Можно отнести к жанру песни, потому что там птицы поют. Мне музыка очень понравилась». (Юля и Никита)
Выводы
Работа в данном направлении существенно повлияла:
- на развитие дифференцированного музыкального восприятия;
- на развитие умения высказывать свои эстетические суждения развернуто и доказательно;
- на развитие фонематического слуха детей;
- на расширение словаря, особенно прилагательными;
- на составление предложений с использованием метафор;
- на развитие целостного музыкального восприятия.
Но главным мы считаем устойчивый интерес к слушанию музыки и инициативу детей, самостоятельное желание вслушиваться в музыкальное произведение.