Театрализованное представление "Музыкальная история"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • развивать воображение и творческую инициативу у детей в театрализованной игре;
  • развивать психофизические способности у детей (мимику, жесты);
  • учить выразительно произносить фразы с различной силой голоса;
  • вырабатывать навыки чёткой и правильной речи;
  • учить сочетать движения и речь; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки;
  • формировать коммуникативные качества и умение чувствовать себя уверенно перед большой аудиторией.

Материал: различные музыкальные инструменты, костюмы, шапочки-нотки, афиша, пригласительные билеты на каждую группу.

Два года функционирует в нашем детском саду театрализованная студия для детей логопедических групп. Артисты нашей студии – дети с различными речевыми нарушениями. Многие дети с проблемами речи очень застенчивы,  с трудом находят контакт со сверстниками, неохотно отвечают на занятиях. А театрализованная деятельность – очень благоприятная сфера для самовыражения, самореабилитации детей с речевыми нарушениями. Она оказывает большое влияние на развитие речи и коммуникативных навыков. С помощью театрализации мы имеем возможность не только корректировать, но и развивать в детях речевые навыки и личностные качества.
Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль, в каждом ребёнке есть частичка таланта ! И неважно, что не все звуки на момент премьеры произносятся правильно и чётко. Роль позволяет почуствовать себя уверенно, свободно и естественно. А  верно подобранные интонация и мимика, завершат образ юного артиста.
Конечно, каждой постановке предшествует большая подготовительная работа, направленная, в первую очередь на развитие речевых возможностей детей, автоматизацию звуков и закрепление навыков правильного произношения.
Театрализованное воспитание детей ведётся в тесном контакте с музыкальным руководителем Головачук И.П. и воспитателями логопедических групп Фёдоровой А.В., Филипповой И.В., Польских О.В., Журавковой Н.К.

Итак, знакомтесь: 

Музыкальная история

Выход ведущего под фонограмму «Под музыку Вивальди».

Ведущий:
В одной сказочной стране
Жили-были ноты:
ДО РЕ МИ ФО СОЛЬ ЛЯ СИ  (называет  ноту, звучит звуковысотный колокольчик и каждая нотка поочерёдно выбегает из-за ширмы и все они встают полукругом)
И принцесса Нотти. Принцесса выходит, обмахиваясь веером, делает реверанс и встаёт впереди ноток. Звучит песня А.Островского «До,ре,ми,фа,соль».
Жили дружно, не ругались,                
Веселились и смеялись.
И из каждого окна
Была музыка слышна.
Ведущий уходит. 
Нотти:
Как хорошо, когда вокруг друзья,
Как хорошо, что музыка звучит.
ДО: Ты, Нотти, как всегда права.
РЕ: Без музыки на свете скучно жить.
МИ: А может, потанцуем?
ФА: Красота!
СОЛЬ: А что за танец выберем сейчас?
ЛЯ: Пусть Нотти скажет нам.
СИ: Ну, Нотти, не молчи!
Нотти (хлопает в ладоши):
Музыка, сильней звучи,
Как весенние ручьи,
Как весёлая капель,
Берёмся за руки скорей!
Исполняется музыкальная композиция «Домисолька». Нотки и принцесса танцуют и поют.
После «Домисольки» звучит фонограмма С.Прокофьева «Монтекки и Капулетти» и со стороны зрителей появляется Басовый Ключ, размахивая чёрным плащом. Ноты испуганно  прячутся за Нотти, она прикрывает их руками.При приближении Б.Ключа ноты и принцесса перемещаются по залу, как бы отодвигаясь от него.
Б.Ключ:
Как посмели ноты
Веселиться и плясать?
Как посмели ноты
Звонко музыку играть?
Ноты испуганно  выглядывают из-за принцессы.
Я – принцесса Нотти
Из Королевства Звуков.
А ты, скажи, откуда
Пришёл таким  к нам букой?
Б.Ключ:
Я – Ключ Басовый, а не бука.
И не люблю  весёлых звуков,
И не люблю я разных танцев.
А ну-ка, ноты, разбегайтесь!
Ноты, поочерёдно выходя из-за принцессы, обращаются к Б.Ключу.   
ДО (топнув ногой): Не хотим мы убегать!
РЕ: А хотим мы танцевать.
МИ: Не кричи на нас сердито.
ФА: А на нас ты погляди-ка.
СОЛЬ: Мы тебе сейчас станцуем
ЛЯ: Ты ж посиди пока на стуле.
СИ: Отдохни с дорожки и не топай ножкой.
Б.Ключ (грозно, руки в боки):
Танцы? Стульчик?
Что за шутки?
Вам даю одну минутку,
А потом как закричу,
Всех ногами затопчу!
Или превращу в лягушек,
Кто тогда вас будет слушать?
Нотки испуганно убегают. Нотти осталась одна. Б. Кключ радостно потирает руки.
Б.Ключ:
Теперь король здесь буду я!
Ты, Нотти уходи отсюда.
Не будет больше Королевства Звуков,
Не будет музыка звучать,
А будет только барабан стучать!
Слышится барабанный бой. Б.Ключ смеётся и убегает. Нотти тихо идёт и плачет. Подходит к пенёчку и садится, продолжая плакать.
Ведущий:
Принцесса Нотти громко плачет,
Ну а как же быть иначе –
Все ноты разбежались,
В Королевстве Звуков
Без музыки остались.
Кто поможет Нотти,
Кто вернёт все ноты?
Тшш… Кто-то к нам идёт,
Быть может, ноты он ведёт?
Из-за ширмы выходит Музыкант. В руках у него  скрипка.Звучит  «Мелодия» П.Чайковского
Музыкант (кланяясь зрительному залу):
Я – музыкант,играю я
На разных инструментах.
Без музыки мне жить неинтересно.
Послушайте вы музыку мою,
Сейчас вам ноты
Песенку споют (пытается играть, но вместо музыки странные звуки)
Что случилось? Что за звуки?
Ничего я не пойму.
А кто там плачет?Пойду погляжу.
Музыкант  подходит к Нотти. Нотти поднимает голову. Музыкант ей кланяется, Нотти встаёт с пенька и галантно приседает.
Музыкант:
Здравствуте, принцесса Нотти.
Скажите мне, где ваши ноты?
Нотти:
Я больше не принцесса
И ноты разбежались.
Королевство Звуков
Без музыки осталось.
Музыкант:
Но почему случилось так? Без музыки нельзя никак!
Нотти:
Ключ Басовый всех прогнал,
Сильно ноты напугал.
Музыкант берёт принцессу за руку и они идут по залу, медленно направляясь к выходу, беседуя как бы на ходу
Музыкант:
Ты не плачь, принцесса Нотти,
Отыщу твои я ноты.
И тогда опять
Смогу на скрипке я играть.
Нотти:
Может, мне пойти с тобой?
Ключ Басовый очень злой.
Музыкант:
За меня не бойся, Нотти,
Ты ступай и отдохни,
Ну а я иду на поиск.
Ключ Басовый, берегись.
Музыкант и Нотти уходят.
Ведущий(в руках у него колокольчик):
Тишина в стране волшебной
Ни музыки не слышно и ни пения.
Звуки спят,без нот их нет.
Узнать нам нужно – ноты где.
Волшебный колокольчик
Погромче зазвени,
И ноты нам сюда яви.
Под звон колокольчика выбегают с одной стороны ноты, а с другой выходит Б.Ключ.
Б.Ключ: Ну, и почему вы вместе?
ДО:  Дорогой Басовый Ключ, нас, пожалуйста, не мучь!
РЕ: Друг без друга мы не можем.
МИ: Мирно жили мы всегда.
ФА:   
Друг без друга никуда
Никогда мы не ходили.
СОЛЬ: Ни дня мы по одной не жили.
ЛЯ: Вместе нам совсем не тесно,
СИ: Вместе очень интересно.
Б. Ключ: (в сторону)
Надоело с ними спорить,
Нужно ноты мне рассорить.
(обращаясь к нотам)
Так и быть, вас не обижу
Только что, друзья, я вижу?
Главной ноты у вас нет.
Дельный дам я вам совет:
Вы сейчас здесь посидите
И кто главная решите.
Кто красивей всех звучит,
У кого важнее вид.
Я же постою в сторонке.
Начинайте, что ли нотки!
Б.Ключ отходит в сторону. Ноты встают полукругом.
ДО:  
Я нота первая, я буду всех главней.
И голос мой звучит сильней ДООО!
РЕ:
Я – РЕЕЕ, и тоже не плоха.
Я буду главная – ха-ха!
МИ: (обращаясь к РЕ)  МИИИ – послушай как звучит! Так что лучше помолчи!
ФА: (выступая вперёд):
Что я слышу?
Что за пение, это просто смехота!
Главной нотой будет ФА!
СОЛЬ:
Главной нотой будет СОЛЬ
И никто со мной не спорь! (топает ножкой)
ЛЯ: (разводя руки и обращаясь к нотам):
Я ушам своим не верю,
Вы хотите быть главнее?
Не получится, друзья,
Главной нотой станет ЛЯ!
СИ(обращаясь к ЛЯ):  Кого хочешь ты спроси, главной нотой будет СИ!
 Ноты  встают в круг и продолжают спорить: Я главная! Нет, я! Я! Нет, Я! Я главная! Б.Ключ:
Ноты спорят,
Ноты в ссоре,
Это просто красота.
Отдохну пойду пока.
Б.Ключ уходит. Появляется Музыкант.Он несёт футляр от скрипки.
Музыкант:
ОЙ-ой-ой, ну что за звуки!
Слушать вас, ну просто муки!
Что вы, ноты,
Можно ль так?
ДО: Уходи от нас, чудак!
РЕ: Уходи и не мешай.
МИ: И за нас ты не решай.
ФА: Мы хотим отдельно жить.
СОЛЬ: Надоело нам дружить.
ЛЯ: Каждая из нас главней.
СИ: Уходи же поскорей!
И продолжают спорить: Я, Я, Я главная и т.д.
Музыкант:
Хорошо, уйду сейчас,
Но прошу последний раз :
Вы попробуйте сыграть,
Чтобы сразу вам понять –
Кто из вас главней,
Кто звучит сильней.
Музыкант открывает футляр, там лежат разные инструменты: бубен, колокольчики, дудочка и т.п. – всего семь. Каждая нотка берёт инструмент  и все одновременно начинают играть. Получается непонятная мелодия. Музыкант закрывает уши. Ноты останавливаются, удивлённо пожимают плечами и снова пробуют играть. Потом кладут инструменты и наклоняют вниз головы .
Музыкант:
Ну, что же, нравится игра? Ноты отрицательно качают головами.
Тогда мириться вам пора.
Подружитесь снова, ноты!
И вернитесь лучше к Нотти.
Ноты окружают Музыканта.
ДО: Но мы от Нотти убежали.
РЕ: Все Ключа мы испугались.
МИ: Знаешь, он ужасно злой!
ФА: Но не страшно нам с тобой.
СОЛЬ: Ты, Музыкант, нам помоги.
ЛЯ: Ты нам злюку прогони.
СИ: И отведи нас к Нотти, соскучились мы очень.
Музыкант:
Если вместе будем все,
Ключ Басовый нам не страшен.
Ничего не сможет он,
Мы ему себя покажем.
А теперь спешим, друзья,
К Нотти нам идти пора.
Музыкант и ноты берутся за руки, образуя цепочку и идут «змейкой» за ширму. С  противоположной стороны выходит Нотти. Она идёт, опустив голову, ей грустно.Она вытирает слёзы.
Нотти:
Ах, как грустно в королевстве,
Что мне делать, как мне быть,
Мне без музыки не жить!
Нотти останавливается посередине зала и плачет. Выбегают нотки и окружают принцессу. К ним подходит музыкант.
Музыкант:
Нотти, погляди скорей,
Я привёл твоих друзей.
Нотти убирает от лица ладошки, обнимается с нотками.
Нотти:
Плакать больше я не буду
И о грусти я забуду.
Вместе мы – я очень рада,
Других ноток мне не надо.
Все радуются. Нотки водят вокруг своей принцессы хоровод. Звучит фонограмма С. Прокофьева «Монтекки и Капулетти»   и появляется   Б.Ключ.Увидев его, ноты берутся за руки, и закрывают собой принцессу., пряча её от Б.Ключа.
Б.Ключ: Почему вы снова вместе?
Ноты:Вместе очень интересно!
Нотти (выступая вперёд):
Не рассоришь больше нас,
Марш отсюда сей же час! (топает ногой)
Б.Ключ:
Вы меня перехитрили!
Против дружбы я бессилен.
Нотти:
Что стоишь и не уходишь,
Или что сказать нам хочешь?
Б.Ключ:
Обещаю вам, друзья,
Не буду злюкой больше я,
Со всеми буду я дружить.
Можно мне у вас пожить?
Нотти:
Нотки, вам сейчас решать –
Ключ Басовый оставлять?
Ноты собираются в кружок   и делают вид, что совещаются. Потом говорят:
Прогонять его не надо,
Пусть остаётся, всем мы рады.
Музыкант:
Как хорошо,
Все снова вместе,
И снова музыка звучит
Нотти:И каждой нотке своё место
Ноты поочереди поют ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ! Ноты разбегаются по залу, принцесса берёт микрофон. Исполняется песенка «Компания». Потом все артисты берутся за руки и кланяются зрителям.

Список литературы:

  1. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада.  Ж-л  «Логопед» 2007 №4 .
  2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.