Система образования Великобритании

Разделы: Иностранные языки


Система образования Великобритании представляет большой интерес, т.к. отражает ее социальную систему, в основе  которой лежит классовость. Основным принципом, как в обществе в целом, так и в образовании в частности, является деление  на богатых и бедных. Следующим, не менее важным фактором можно назвать селективность, или избирательность, в распределении интеллектуальных ресурсов британских школьников: кого-то выбирают для обучения в высшей школе, а кого-то нет. В Великобритании существует несколько типов школ, по которым дети распределяются в результате определенной системы тестов, которые они обязаны сдать при поступлении.

Британская школа сегодня ставит перед собой цель реализовать потенциал каждого учащегося как для эффективности его собственного образования так и для максимальной пользы обществу.

Все британские школы в целом можно разделить на две основные группы: государственные (state schools) и частные (independent schools). В частных школах установлена определенная плата за обучение в зависимости от типа школы – public school, private experimental school etc.

Школы, финансируемые государством из общественных фондов, представляют три группы:

  • county schools – включает Primary Schools( infant and junior), Comprehensives, некоторые Grammar Schools, Secondary Modern Schools, Six Forms;
  • voluntary schools – преимущественно состоят из  Church of England Schools, Roman Catholic schools;
  • direct-grant schools – в основном состоят из Grammar Schools, финансирование которых осуществляется частично за счет платы за обучение( количество учащихся , вносящих плату, составляет обычно от четверти до половины  обучающихся).

В целом система школьного образования Великобритании делится на три этапа: primary education(начальная школа), secondary education(средняя школа), further education( старшая школа). Обязательным считается двенадцатилетнее образование с 5 до 16 лет. От 2 до 5 лет дети получают образование в Nursery Schools,а в 16 лет они заканчивают Secondary Schools и получают сертификат GCSE.

В возрасте от 5 до 11 лет дети проходят начальное обучение, целью которого является сдача экзамена 11+.Для детей, обучающихся в частных школах, провал теста  не означает перехода в другую школу, для менее одаренных детей, тогда как неуспех на экзамене в государственной  школе означает перевод ученика в среднюю школу с более низким уровнем образования( Secondary Modern School) . При  желании продолжать образование на высоком уровне он может посещать частную школу.

Чтобы получить высшее образование ученик должен сдать 2-3 учебных предмета на уровне А(A-level). Для этого ему требуется еще 2 года обучения в старшей школе (Sixth Form) . Экзамены сдаются в возрасте 18 лет.

Только 25% учащихся получают высшее образование. В Великобритании существует несколько типов университетов. Самые престижные университеты Оксфорд и Кембридж (Whitebrick universities). Менее престижные университеты Бристоля, Бирмингема, Лондона, Манчестера (Redbrick universities).

Изучение системы образования Великобритании на уроках английского языка  имеет большое значение особенно в современный период сдачи школьниками Единого Государственного Экзамена, который принципиально похож на экзамены в Британских школах. Селективность системы  образования Британии и России заставляет их задуматься о своем будущем и более ответственно подходить к выбору профессии.

Тема: Система  образования Великобритании (British system of education).

Цели  урока

  • Знакомство учащихся с системой образования Великобритании.
  • Тренировка навыков монологической речи по теме «Образование».
  • Активизация изученной лексики в знакомых речевых образцах английского языка.
  • Развитие познавательного интереса учащихся, умения наблюдать и анализировать.
  • Воспитание внимательности и аккуратности в работе.          

Оборудование: Презентация «Система образования Великобритании»,  проверочный тест  на понимание и усвоение представленного материала, карточки с заданиями, красные  карточки для оценивания учеников. 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Our lesson is devoted to British system of education. British education today is aimed to realise the potential of all, for the good of the individual and society .

2. Повторение изученного.  Warming-up:  But in spite of this fact there are a lot of curios situations at school. Try to do the Card 2, and you get some school jokes. You can get 1 red card for 1 right answer. 10 cards - 5, 9-6cards - 4, etc.

Тема нашего урока – система образования Великобритании. Она ставит своей целью реализацию потенциала каждого учащегося.Но несмотря  на это в Британских школах происходит много забавных случаев, о которых вы можете узнать, сделав задание Card 2)
Каждый правильный ответ оценивается 1 красной карточкой.10 карточек - 5, 9-6 карточек - 4 и т.д.

3. Работа над изучением нового материала. Показ презентации (Приложение 1).

You have got   funny jokes about British school life. And  now we’ll speak about British schools. They are known as state schools  and independent schools.

They are divided into 3 stages : primary, secondary and further education.
About 90% are comprehensive(take children of all abilities) – общеобразовательные школы
About 7% of children go to private schools – частные школы 

Education is compulsory for 12 years - обязательное 12-летнее   образование.
Schools in Britain have 3-terms a year, each with a short midterm break for one week and longer holidays  at Christmas, Easter (Пасха) and in summer.

All schools assess children’s progress by their own internal tests at the age of 7, 11 and 14. 16-year-olds take the General Certificate of secondary education (G, S, C, E)
The system of marking may be out of 10 (9, 8 and a half …)
The system of rewards: medals and prizes for the best pupils.

About 45% of 16-year-olds stay in full-time education. Some attend so called Six Form. 

4. Практическая  работа

Do this simple test to check your progress. Учащиеся выполняют тест по просмотренному материалу (см. Приложение 2).

По мере выполнения теста проводится оценивание.

Well done! (Молодцы!)

5. Дискуссия (Discussion)

Учащиеся обсуждают проблемы образования в России и Великобритании, выражают собственное мнение, отвечая на вопросы презентации.

6. Практическая работа

Let’s play a little. Давайте теперь немного поиграем.
Get to know yourself! Let’s do this test to check the ability of your brain! If your answers mostly in column A you are left-brain dominant, in column B-right brain dominant. If your answers are equally distributed between A and B, you are a whole-brain thinker!( Если в предложенном тесте(Card 1) преобладает А, то учащийся более развит в творческом отношении, чем тот, у кого преобладает ответ В.Равное количество А и В означает ,что учащийся очень способный, т.к. у него работают обе половины мозга, а не только левая (А) или правая (В).

7. Подведение итогов

Обсуждение тестов. Подсчет карточек  и оценивание. Домашнее задание: проект по теме: «A dream school» (темы заданы в последнем слайде презентации)

Well done! Thank you for your work! You are active, clever and friendly people!
The lesson is over! Good-bye!
Всем спасибо! Урок окончен! До свидания!

Список литературы:

  1. Нестерова Н.М. Страноведение: Великобритания. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  2. David McDowall. Britain in close-up.Longman, 2003.
  3. Encyclopedia Britannica, 2005.