Тема: Травматизм школьника.
Цели:
- Разобрать понятия «травма», «травматизм»; «пять групп школьного травматизма».
- Рассмотреть профилактику травматизма школьников.
- Воспитывать бдительность, внимание и осторожность у школьников.
Оборудование: Презентация к уроку, ПК, бланк конспекта ученика, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (Приложение 1. Слайд № 1)
2. Изучение нового материала
Начать урок нужно с проблемного вопроса.
– Ребята, кто-нибудь из вас получал травму?
– Да.
– А какие травмы вы получали? (Порезы, переломы,
ушибы, ожоги и т.д.)
– Ребята! Давайте внимательно посмотрим на слово
травматизм. Какое слово вы видите?
(Травма)
И вот перед нами два новых понятия – это травма
и травматизм. Теперь мы посмотрим их
научное обоснование. (Приложение
1. Слайд № 2)
Травма – это _______________
Травматизм – это _____________
Спросить 2-х учеников зачитать вслух ответы и всем записать определения в свои бланки конспектов.
– Итак, записали, а теперь внимание на экран (Приложение 1. Слайд № 3).
Ребята, травматизм школьников можно условно
разделить на пять групп. Перед вами пять групп
травматизма. (Зачитали вслух – хором)
А теперь ещё внимательно посмотрели и ответили
на такой вопрос:
– Раз травматизм уличный, значит, где он получен?
(На улице)
– Школьный? (В школе)
– Спортивный? (Спортзал)
– Бытовой? (Дом, двор)
– Прочий? (Травмы, полученные на воде, в походах и
при сельхозработах)
(Приложение 1. Слайд № 4 – 5 видов травматизма с пояснениями)
– А теперь мы более подробно остановимся на
изучении видов травматизма и их последствиях.
Травматизм школьников наносит вред здоровью
детей, лишает их жизни, вызывает тяжелые
переживания родственников, одноклассников,
учителей, родителей.
Чаще всего школьники травмируются по своей вине,
и объясняется это психологической особенностью
растущего организма: любознательностью, большой
подвижностью, самоуверенностью, недостатком
жизненного опыта. У них нет соответствующих
навыков внимания. Поэтому в опасных ситуациях у
них не возникает нужной реакции на происходящее.
Всё это способствует возникновению несчастных
случаев, травмированию и даже гибели детей.
(Приложение 1. Слайд № 5)
– Бытовой травматизм – несчастные случаи: ожоги, падения, отравления, жестокое отношение к детям в семье. (По ходу учащиеся объясняют, что нужно делать в той или иной ситуации, и добавляют свои примеры.
(Приложение 1. Слайд № 6)
– Уличный – основная причина падения во время игр или передвижения. Укусы животных, падения с высоты, ДТП.
(Приложение 1. Слайд № 7)
– Школьные травмы – травмы, полученные на
уроках труда, информатики, физкультуры, травмы,
полученные на переменах.
– А если вы на уроках физкультуры получили
травму, то как она будет называться? (Спортивной)
(Приложение 1. Слайд № 8)
Прочие: утопление, порезы, ушибы, ожоги.
3. Практическая работа
– Выполним практическую работу, которая
находится у вас на листах, пункты № 3, 4 (Приложение 2).
– Ребята, мы много с вами говорили по теме
«Травматизм». И я думаю, вы уже можете ответить на
такой?
– Можно ли нам уберечься от всех этих несчастных
случаев? (Да)
«Профилактика» от греческого слова
«предохранительный» или «система мер по
предупреждению травм».
Но для этого нужно проводить профилактическую
работу в виде инструкций, с которыми вас знакомят
учителя перед уроками, и вы расписываетесь, что
вы поняли, как себя вести на уроках, труда,
физкультуры, информатики, экскурсиях походах.
Так мы, учителя, и администрация школы отвечает
за вас перед вашими родителями, пока вы
находитесь в школе.
4. Итог урока
– ТБ на уроках информатики у нас висит в уголке.
Все вы с ней знакомы, а сейчас я вам покажу эту же
ТБ в электронном варианте.
(Просмотр фильма 1 минуту)
– А теперь давайте подумаем и скажем что же самое
ценное, дорогое у человека?
– Это – жизнь
(Приложение 1. Слайд №
9: «Самое дорогое у человека – это жизнь! Берегите
её!)
– Сейчас обратитесь к бланкам конспекта,
выполните задание № 5, 6 (Приложение
2).
5. Домашнее задание
– У каждого из вас на обратной стороне бланка конспекта есть индивидуальное домашнее задание. Вы должны по данной картинке определить вид травматизма и составить свою инструкцию по ТБ.
– Спасибо всем, работали очень активно, оценки будут выставлены на следующем уроке после проверки бланков конспекта.