Разработка урока для 5-го класса по ОБЖ на тему "Травматизм школьника"

Разделы: ОБЖ


Тема: Травматизм школьника.

Цели:

  • Разобрать понятия «травма», «травматизм»; «пять групп школьного травматизма».
  • Рассмотреть профилактику травматизма школьников.
  • Воспитывать бдительность, внимание и осторожность у школьников.

Оборудование: Презентация к уроку, ПК, бланк конспекта ученика, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (Приложение 1. Слайд № 1)

2. Изучение нового материала

Начать урок нужно с проблемного вопроса.

– Ребята, кто-нибудь из вас получал травму?
– Да.
– А какие травмы вы получали? (Порезы, переломы, ушибы, ожоги и т.д.)
– Ребята! Давайте внимательно посмотрим на слово травматизм. Какое слово вы видите? (Травма)
И вот перед нами два новых понятия – это травма и травматизм. Теперь мы посмотрим их научное обоснование. (Приложение 1. Слайд № 2)

Травма – это _______________
Травматизм – это _____________

Спросить 2-х учеников зачитать вслух ответы и всем записать определения в свои бланки конспектов.

– Итак, записали, а теперь внимание на экран (Приложение 1. Слайд № 3).
Ребята, травматизм школьников можно условно разделить на пять групп. Перед вами пять групп травматизма. (Зачитали вслух – хором)
А теперь ещё внимательно посмотрели и ответили на такой вопрос:
– Раз травматизм уличный, значит, где он получен? (На улице)
– Школьный? (В школе)
– Спортивный? (Спортзал)
– Бытовой? (Дом, двор)
– Прочий? (Травмы, полученные на воде, в походах и при сельхозработах)

(Приложение 1. Слайд № 4 – 5 видов травматизма с пояснениями)

– А теперь мы более подробно остановимся на изучении видов травматизма и их последствиях.
Травматизм школьников наносит вред здоровью детей, лишает их жизни, вызывает тяжелые переживания родственников, одноклассников, учителей, родителей.
Чаще всего школьники травмируются по своей вине, и объясняется это психологической особенностью растущего организма: любознательностью, большой подвижностью, самоуверенностью, недостатком жизненного опыта. У них нет соответствующих навыков внимания. Поэтому в опасных ситуациях у них не возникает нужной реакции на происходящее. Всё это способствует возникновению несчастных случаев, травмированию и даже гибели детей.

(Приложение 1. Слайд № 5)

– Бытовой травматизм – несчастные случаи: ожоги, падения, отравления, жестокое отношение к детям в семье. (По ходу учащиеся объясняют, что нужно делать в той или иной ситуации, и добавляют свои примеры.

(Приложение 1. Слайд № 6)

– Уличный – основная причина падения во время игр или передвижения. Укусы животных, падения с высоты, ДТП.

(Приложение 1. Слайд № 7)

– Школьные травмы – травмы, полученные на уроках труда, информатики, физкультуры, травмы, полученные на переменах.
– А если вы на уроках физкультуры получили травму, то как она будет называться? (Спортивной)

(Приложение 1. Слайд № 8)

Прочие: утопление, порезы, ушибы, ожоги.

3. Практическая работа

– Выполним практическую работу, которая находится у вас на листах, пункты № 3, 4 (Приложение 2).
– Ребята, мы много с вами говорили по теме «Травматизм». И я думаю, вы уже можете ответить на такой?
– Можно ли нам уберечься от всех этих несчастных случаев? (Да)

«Профилактика» от греческого слова «предохранительный» или «система мер по предупреждению травм».
Но для этого нужно проводить профилактическую работу в виде инструкций, с которыми вас знакомят учителя перед уроками, и вы расписываетесь, что вы поняли, как себя вести на уроках, труда, физкультуры, информатики, экскурсиях походах. Так мы, учителя, и администрация школы отвечает за вас перед вашими родителями, пока вы находитесь в школе.

4. Итог урока

– ТБ на уроках информатики у нас висит в уголке. Все вы с ней знакомы, а сейчас я вам покажу эту же ТБ в электронном варианте.
(Просмотр фильма 1 минуту)
– А теперь давайте подумаем и скажем что же самое ценное, дорогое у человека?
– Это – жизнь
(Приложение 1. Слайд № 9: «Самое дорогое у человека – это жизнь! Берегите её!)
– Сейчас обратитесь к бланкам конспекта, выполните задание № 5, 6 (Приложение 2).

5. Домашнее задание

– У каждого из вас на обратной стороне бланка конспекта есть индивидуальное домашнее задание. Вы должны по данной картинке определить вид травматизма и составить свою инструкцию по ТБ.

– Спасибо всем, работали очень активно, оценки будут выставлены на следующем уроке после проверки бланков конспекта.