1. Цель воспитания:
Создание условий для формирования человека – гражданина, присвоившего культуру общества и умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- Сплочение и развитие единого воспитательного коллектива и гуманистического характера внутришкольных отношений.
- Совершенствование и расширение форм, приемов и методов системообразующей деятельности.
- Совершенствование системы организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников.
- Разработка и совершенствование программно-методического обеспечения и технологии организации, критериев оценки результативности учебно-воспитательного процесса.
Модель личности выпускника
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
|
ЗДОРОВЬЕ
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, ЖИЗНЕННАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИИ
|
2. Содержание воспитания.
Концепция школы строится в логике Программы воспитания школьников Щурковой Н.Е. и ориентирована на воспитание у школьников своего отношения к миру.
Основной целью Программы является воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека.
Основаниями Программы воспитания являются:
- Педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры.
- Определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру.
Содержание программы
Формирование:
- 1 класс. – ценностного отношения к Природе как к общему дому.
- 2-4 класс. – ценностных отношений к нормам культурной жизни.
- 5-6 класс. – представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности.
- 7-8 класс. – ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.
- 9 10 класс – образа жизни, достойной Человека.
- 11 класс. – жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
3. Методологический подход, лежащий в основе организации процесса воспитания.
Идеальный образ нашего выпускника – это интеллектуальная, культурная личность, обладающая коммуникативными способностями, увлеченная творчеством, имеющая креативный тип мышления. Поэтому мы взяли за основу личностно – ориентированный подход в воспитании.
Культурологический подход предполагает создание условий для самоопределения личности учащихся в культуре. Воплощенная в формах индивидуального опыта культура, как некая ценность, представляет собой гармонию знаний, мышления, творческого действия, чувств, общения, поведения.
4. Ведущие принципы, отражающие профессиональную позицию педагогов в работе с детьми.
Принцип природосообразности предполагает, что образование и воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части. Этот принцип предполагает культивирование определенных этических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, природоохранное знание, мышление и поведение.
Принцип культуросообразности заключается в том, что образование и воспитание должны открывать ребенку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной культуры.
Принцип гуманизации образования подразумевает “очеловечивание” системы образования через реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса
Принцип дифференциации в обучении и воспитании предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.
Принцип интеграции рассматривается как основа реформирования содержания образования и предполагает не просто преодоление диспропорции между дисциплинами, но и осознание между ними сущностных взаимосвязей.
Принцип системности. Данный принцип, применительно к образовательному учреждению, требует рассматривать его не только как самостоятельную систему, но и как часть другой системы муниципальной, во многом влияющей на её функционирование.
5. Ключевая идея организации процесса воспитания.
Это воспитание ценностного отношения к миру. Ученик вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, стараясь полюбить этот мир. И вступая во взаимоотношения с миром, ученик приобретает способность осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии с миром.
То есть воспитание присутствует там, где есть отношения.
6. Формы, методы средства, отражающие особенности организации процесса воспитания.
I ступень (1-4 классы). Воспитательная система культурно – нравственной ориентации.
Формирование отношения к ценностям:
- 1 класс. – Природа как дом человечества.
- 2-4 класс. – Нормы культурной жизни.
Инновационное содержание образования и педагогические технологии.:
- Методики развивающего обучения Л.В. Занкова, Виноградова.
- “Гармония”
- Риторика
- Информатика.
- Народоведение
- Культурология.
- Спортивные секции.
- Методики коллективного, группового, индивидуального обучения.
- Методики дифференцированного обучения.
- Психолого-коррекционное сопровождение учащихся 1-4 классов.
- Логопедо-коррекционное сопровождение учащихся 1-4 классов.
- Социально - защитное сопровождение учащихся 1-4 классов.
Системо образующий вид деятельности.
- Русские народные праздники.
- Фестивали сказок.
- Осенние праздники, посвященные природе, растительному и животному миру.
- Коллективный творческий праздник, посвященный семье, пожилым людям, друзьям составляется на основе народных традиций, семейных преданий, фольклора.
- Коллективный творческий праздник, посвященный подведению итогов за учебный год, посвященный школе, педагогам и учащимся. Строится на основе народных традиций.
- Экскурсии, выезды на природу с родителями.
- Концерты, спектакли.
II ступень (5-8 классы). Воспитательная система социальной ориентации.
Формирование отношения к ценностям:
- 5-6 класс. – Человек как феномен мира.
- 7-8 классы .Общество как феномен культуры.
Инновационное содержание образования и педагогические технологии.:
- Литература родного края
- Деловой этикет.
- Риторика
- Возрождение народных традиций
- Юный художник.
- Семейный бюджет.
- Возрождение души.
- Экономика
- Методики дифференцированного, индивидуального обучения.
- Технология ситуативного успеха, соотнесения.
- Технология социального проектирования.
- Социально – психологическое сопровождение учащихся 5-8 классов.
Системо образующий вид деятельности.
- Традиционные коллективные дела.
- День Знаний.
- Традиционный осенний кросс, посвященный П.Прокопьевой.
- Туристические походы.
- Краеведческие задания.
- Организация работы ДО “Краеведы Приилимья”
III ступень (9-11 классы). Воспитательная система рационально-образовательной ориентации.
Формирование отношения к ценностям:
- 9-10 класс. Образ жизни.
- 11 класс. Позиция личностного “Я”.
Инновационное содержание образования и педагогические технологии.:
- Экономика.
- Этика и психология семейной жизни.
- Художественная обработка материалов
- Экология человека.
- Профессиональная подготовка.
- Спортивные секции.
- Методики эвристического и проблемного обучения.
- Методики дифференцированного и индивидуального обучения.
- Психолого – диагностическое сопровождение учащихся старших классов.
Системо образующий вид деятельности.
- Творческие дела, сопряженные со спецификой образовательного процесса, во время которых выделяются как коллективные победители, так и , активные участники.
- Комплекс мероприятий, посвященных вопросам экологии, туризма.
- Цикл олимпиад по предметам.
- Праздник Первого и Последнего звонка.
- Конкурс “Парни на все 100%”
- Научно – практическая конференция старшеклассников.
- КВН.
- Встречи с интересными людьми
- Поездки, экскурсии в ВУЗы.
- И др.
7. Условия эффективности реализации концепции.
- Материально техническое обеспечение.
- Документы, фиксирующие ход налаженной работы.(программы, планы и др.)
- Функциональное распределение обязанностей педагогов.
- Разнообразие организуемой деятельности детей.
- Благоприятный социально-психологический климат в школе.
- Профессиональное мастерство педагогов школы.
8. Критерии эффективности реализации концепции.
Основными критериями выбраны воспитанность детей и профессионализм педагогов. Воспитанное положительное отношение к наивысшим ценностям жизни как основаниям личностной индивидуальной жизни является общим критерием.
Из множества критериев оценки воспитанности нами были выбраны основные и составлена “Программа педагогического мониторинга” и “Диагностико – прогностическая система классного руководителя”.
Полученные сведения расширяют и углубляют знания педагогов о детях, подсказывают возможные причины, питающие отрицательные проявления или, наоборот, способствующие закреплению и развитию положительных черт.
Обязательные условия успешности воспитательной концепции:
- Способность образовательного учреждения эффективно и целенаправленно влиять на развитие личности школьника.
- Защищенность и комфортность учащихся школы.
- Степень соответствия реального образа школьника моделям выпускника ступеней школы.