Урок по химии в 8-м классе. Обобщение и систематизация знаний по теме "Изменения, происходящие с веществами"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Повторить, закрепить классификацию химических реакций по составу и количеству участвующих веществ.
  • Закрепить умения записывать суть происходящих в химических реакциях превращений.
  • Добиться понимания закона сохранения массы как теоретической основы для проведения простейших расчетов по уравнениям реакций.
  • Закрепить практические навыки обращения с оборудованием и реактивами.
  • Развивать познавательный интерес, умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства сопереживания за успехи товарищей.

Оборудование:

  • Наборы реактивов
  • Инструктивные карты

Ход урока

Организация урока

Определение целей урока

Основная часть

Аукцион знаний.

  • Какие явления называются физическими?
  • Приведите примеры физических явлений?
  • Какие явления называются химическими?
  • Приведите примеры химических явлений?
  • Каковы признаки химических реакций?
  • Какие условия необходимы для проведения химических реакций?
  • Когда и кем был открыт закон сохранения массы веществ?
  • Приведите формулировку этого закона?
  • Какие типы химических реакций вы знаете?
  • Эта красавица всем вам знакома
  • С ней вы встречаетесь в школе и дома,
  • Бесцветна, чиста почти,
  • Но ток электрический включи -
  • И разлагается она
  • На два каких - то вещества.
  • Запишите уравнение реакции разложения воды
  • Какие реакции называются реакциями соединения?
  • Запишите уравнение реакции образования оксида натрия.

- Я известна с давних пор и имею спрос,
Опусти меня в раствор,
В медный купорос.
Изменить хочу я соль,
Ну - ка выйди, соизволь!
Удивительный момент: стал другим раствор,
Вытесняю элемент, не вступая в спор,
На меня взгляни, ответь:
Начинаю я ржаветь.

- О какой реакции идет речь. Запишите уравнение реакции.

- Что называется реакциями обмена?

- При каких условиях реакции обмена идут до конца?

- Слайд 1. Закончить уравнения реакций.

а) Нитрат серебра + Хлорид железа (III)> Хлорид серебра + нитрат железа.

б) Карбонат натрия + Соляная кислота > Хлорид натрия + Углекислый газ + Вода.

в) Гидроксид калия + Азотная кислота> Нитрат калия + Вода

- Проделайте данные реакции (реактивы на столах учащихся).

Слайд 2. Расставьте коэффициенты и определите тип химических реакций.

CaO + HCl ->CaCl2 + H2O

K + H2O ->KOH + H2

Al + HCl -> AlCl3 + H2

Ca + O2 -> CaO

KClO3 -> KCl + O2

Слайд 3. Решите задачу.

Рассчитайте объем водорода (н.у.), полученного при взаимодействии 14,4 г. цинка, содержащего 10% примесей с избытком раствора соляной кислоты.

Закрепление знаний.

Слайд 4.

Тест

Даны уравнения реакций. Расставьте коэффициенты и выберите вариант ответа.

а) NaNO3 ->NaNO2 + O2

б) KCl + AgNO3 -> KNO3 + AgCl

в) SiO2 + Mg -> MgO + Si

г) SO2 + O2 -> SO3

  1. Выберите реакцию разложения (1-а)
  2. Найдите реакцию обмена (2-б)
  3. Выберите реакцию соединения (3-г)
  4. Найдите реакцию замещения (4-в)
  5. В каких уравнениях реакций сумма коэффициентов в левой части уравнения равна 2
    (5-а, б).
  6. В каких уравнениях реакций сумма всех коэффициентов равна 5 (6- а, г).

Рефлексия.

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс М.: Дрофа, 2004г.

Приложение.