Цель урока: знакомство с древней историей республики Хакасия, побуждение у учащихся интереса к культуре их предков, использование метода формального анализа.
Тип урока: обобщающий урок, комбинированный.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, компьютер, компьютерная презентация, раздаточный материал (памятки).
Используемая литература:
Бутанаев В.Я.Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителя. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996.
Чебодаев П.И., История Хакасии Абакан: Хакасское издательство, 1992.
Эпиграф к уроку:
“Кругами стелы вековые
В степях Хакасии стоят.
Они как будто часовые,
Могилы древние хранят.
Порой на стелах рисовались
Старинным шрифтом имена,
А также лица высекались.
Иль наносились письмена”
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: (слайд 1) Нет народа, который не хранил бы памяти о своем прошлом. Мы, проживая на территории древнего народа, тоже должны знать его историю, его культуру. Мы должны чтить и уважать ту землю, которая стала для нас Родиной. На прошлых уроках мы начали говорить о культуре первобытного строя. О том, как зарождались первые архитектурные строения из камня; как человек, используя охру и сажу, пытался запечатлеть тот мир, который его окружал.
Следы пребывания древних людей найдены и на территории Хакасии. Самая древняя, открытая археологами, стоянка относится примерно к 100-35 тыс.летнему возрасту. Люди, населявшие Хакасско-Минусинскую котловину, прошли долгий путь: от палеолита до создания своей собственной культуры. Памятники этой культуры до сих пор стоят в хакасских степях, окруженные загадками и манящие скрытыми в них тайнами. (слайд 2). Надеюсь, многие из вас могут представить эпиграф к нашему уроку благодаря поэтам Хакасии. Какие стихотворения вы нашли о хакасских менгирах? (ответы учащихся)
3. Изучение нового материала.
Доклад учителя (презентация):
Представления древнего населения Хакасии о вселенной сложилось в неолитическую эпоху. Первые каменные изваяния относятся с позднему неолиту (начало III тыс. до н.э.), эта культура получила название Тазминской. Тазминцы почитали божества, культ неба, солнца, верили в добрых и злых духов, хозяина горы. Считалось, что граница обитания между людьми и божествами проходит у подножия горы, поэтому и символом вселенной являлась мировая гора, которая считалась священной. Отсюда возник культ камня. Тазминцы в карьерах добывали каменные монолиты и привозили их на место сооружения святилищ. Каменотесы и скульпторы обрабатывали эти камни и превращали в изображения божеств. Нередко на камне высекались рисунки, отображающие все три мира вселенной. В специальную яму ставились изваяния, как правило, личиной на восход солнца. Рядом с изваянием в яме, заполненной крупными камнями, сооружался жертвенник – алтарь, который затем освещался огнем и жертвоприношениями. В Хакасии известно множество каменных изваяний: Чалгыс-оба (Одинокий менгир), Ах-оба (Белый менгир) (слайд 3), Игир-оба (Кривой менгир), Апсах-оба (Старик менгир), Улуг Хуртуях тас (Большая каменная старуха) (слайд 4), скульптура с тремя ликами божеств.
В середине III тыс. до н.э наступает период медно-каменного века и на смену Тазминской культуре приходит культура Афанасьевская. (слайд 5) Именно в это время появляется обряд курганного захоронения. Покойник находился под небольшим земляным курганом, обложенный каменными плитами в виде круга. Погребенный ориентировался на запад или юго-запад, что, очевидно, было связано с культом солнца.
На рубеже III-II тыс.до н.э. население Хакасско-Минусинской котловины вступает в эпоху бронзы. На территории Хакасии получила распространение Окуневская культура. (слайд 6) Окуневцы оставили после себя замечательные произведения искусства. (слайд 7) Среди них каменные плиты с рисунками фантастических животных, изображения женщин на камне, кости и др. К окуневскому времени относится появление практической астрономии: создание календарей, четкое осознание природных циклов, формирование временных понятий.
В конце II тыс. до н.э. на Среднем Енисее сложилась новая Андроновская культура. Создатели этой культуры пришли сюда с запада и юга. Здесь они смешались. (слайд 8) Андроновцы являлись оседлыми людьми. Больших успехов достигли они в бронзолитейном производстве. В андроновский период заметно стало имущественное неравенство. Встречаются богатые и бедные захоронения.
На базе достижений культуры бронзового века возникла гораздо более высокая и пргрессивная культура населения Хакасско-Минусинской котловины – Тагарская.
В VII-III в.в. до н.э. наступила эпоха Тагарской культуры, сходная с культурой скифов. Начиная с этого времени в Хакасско-Минусинской котловине появляются большие курганы. (слайд 9) Один из них, известный под названием Кара-Курган, находящийся в абаканской степи, представляет собой насыпь высотой 4 м., которая обставлена 14 камнями, поставленными по углам и сторонам ограды. В ограде две могилы. В них бревенчатые срубы. (слайд 10) Недалеко от Кара-кургана был раскопан курган Узун-оба, несколько меньший по размеру. Монументальность сооружений и наличие в могилах золотых вещей дают основание предположить, что эти курганы принадлежат представителям племенной знати тагарского общества. Таким образом, в первой половине тагарской эпохи на среднем Енисее создается государство, которое китайцы называли Динлин-го.
Существование государства подтверждается материалами археологических раскопок Большого Салбыкского кургана, который является могилой человека, могущественнее которого 25 веков назад в здешний краях не было никого. (слайд 11)
Большой Салбыкский курган, расположенный в так называемой Долине Царей, один из самых величественных и загадочных памятников древней Южной Сибири, своего рода апофеоз строительства в Древней Хакасии. Это каменно-земляная пирамида высотою до 30 метров – место погребения одного из могущественных динлинских царей и членов его семьи. Памятник свидетельствует о могуществе и богатстве тагарского государства. (слайд 12) Основу этого грандиозного погребального сооружения составляют огромные каменные плиты, вкопанные на боку по квадрату со стороной 70 метров. В древности многотонные глыбы возвышались над уровнем почвы на высоту двух метров, а по углам и сторонам каменной ограды многочисленные вертикальные монолиты достигали в высоту шести метров. Вес камней из девонского песчаника от 30 до 50 тонн. Привезены эти камни за сотню километров с берегов Енисея.
На плитах Большого Салбыкского кургана по линиям значимых астрономических направлений, обнаружены знаки в виде кругов, полумесяцев, линий и других фигур, показаны моменты движения Солнца и Луны по “дуге”. Выявлено, что солнечные направления связаны в основном с вертикально установленными плитами, а лунные – с горизонтальными. Зафиксирована определенная значимость цветного спектра при сооружении ограды из каменных плит от светлых к темным тонам и наоборот.
В 6 км от кургана находятся так называемые Салбыкские ворота (слайд 13), являющиеся своеобразным пантеоном тагарских царей, которые представляют собой две вертикально установленные каменные плиты - менгиры, строго ориентированные по сторонам света. Узкими гранями они обращены на восток и на запад, а плоскими - на север и юг. Исходя из представлений народов Сибири о смерти и потустороннем мире, эти ворота должны указывать направление для душ умерших царей. Древние поверья гласят, что души умерших расходились по двум дорогам. Вход в нижний мир находился в стороне заката, а в верхний небесный мир уходила дорога в сторону солнечного восхода. Поэтому и ворота в долину, и в Большой Салбыкский курган обращены на восток, навстречу восходящему солнцу.
Однако Большой Салбыкский курган являлся не только древним храмом и астрономической обсерваторией. В результате исследований было выявлено, что Салбыкские ворота находятся на месте тектонического разлома. (слайд 14) Южная прямоугольная плита имеет положительный заряд (“мужской камень”), а северная округлая – отрицательный заряд (“женское начало”). На нем имеются тамги и овальное углубление от многочисленных прикосновений рук, приходящих сюда в древности для лечения людей. Это свидетельствует о том, что менгиры обладали исцеляющей силой, которую давала двухполюсная биолокационная аномалия, корректирующая нарушенное болезнью биополе человека.
С I в. до н.э. на территории Хакасии господствует таштыкская культура. В это время особенно развивается изобразительное искусство, достигается высокая реалистичность изображения животных и людей. (слайд 15) Об этом свидетельствуют уникальные петроглифы таштыкского времени, нанесенные все на тот же камень. Эти шедевры изобразительно искусства получили название Писаницы. (слайд 16) Известны Сулекская писаница, Подкуненская писаница, Боярская писаница, Боградская писаница. Представьте себе охотника или пастуха, смотрящего на окружающих его животных: вот корова, пасущаяся на лугу, (слайд 17) а вот стадо оленей, спугнутых каким-то хищником, (слайд 18) а вот орел, кружащий над своей добычей. Все это древний художник охряной краской оставил на камне, на вечном материале, который не может сгореть и разложиться. Только степные ветра обдувают его, сглаживая все неровности, но мы, потомки тех древних людей читаем эти надписи, и проживаем с их автором тот момент его жизни, который он запечатлел.
Что же объединяет все эти памятники? (слайд 19) Конечно же стоящий вертикально камень, который является для всех культур пространственным знаком. Трудно сыскать более архетипичную, укорененную глубоко в бессознательное форму. В беседах с местными жителями, русскими и хакасами, они неизменно сравнивали отдельно стоящий камень с фигурой человека, а стелы на курганных могильниках с “каменным народцем”. Стоящая вертикально стела прежде всего недвусмысленно указывает на пребывание человека в этом месте, а обозначать в каждом конкретном случае может разные по своему содержанию вещи. (слайд 20)
4. Практическая работа
.Учитель: “На предыдущих уроках вы узнали, что существуют различные виды искусствоведческого анализа, с помощью которого можно понять замысел автора, чью работу мы рассматриваем. Сегодня я вам предлагаю выполнить практическую работу по анализу памятников Древней Хакасии, используя метод формального анализа”.
Учащимся предлагается поделиться на две группы: аналитики по архитектуре и аналитики по живописи; и, на основании увиденного и услышанного материала, проанализировать на выбор любой памятник Древней Хакасии. Каждой группе дается памятка с основными пунктами формального анализа.
Для анализа архитектуры.
- Предназначение и функция сооружения
- Размеры и соотношение с окружающей средой
- Избранный для строительства материал и особенности его образного осмысления
- План
- Общая организация пространства и масс
- Пропорции
- Светотеневая организация
- Соотношение с монументальной живописью
- Временная организация восприятия сооружения
Для анализа живописи
- Вид живописи.
- Изобразительная функция живописного изображения (оформление поверхности изображения).
- Размер изображения.
- Основа, на которую нанесено изображение.
- Техника, в которой выполнено изображение.
- Интерпретация линии, силуэта, пластики объемов, светотени.
- Выбор точки зрения.
- Организация правой и левой стороны изображения.
- Колорит.
5. Защита самостоятельной работы.
Предполагается, что от группы выступят 1-2 человека.
6. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомились с культурой древнего народа, населявшего территорию современной Хакасии. Узнали, какие памятники того времени сохранились до наших дней. Они дают нам представление о культуре и жизни людей той далекой эпохи и от этого те люди становятся нам ближе и понятнее.
Вы научились анализировать памятники древности, используя метод формального анализа. Эти знания пригодятся вам в дальнейшем для анализа и понимания других произведений искусства. Анализируя творение, вы сможете понимать замысел автора и специфические задачи эпохи, зашифрованные в произведении искусства.
7. Домашнее задание.
Придумать рассказ о жизни людей любой культурной эпохи Древней Хакасии, связанный с каким-либо сохранившимся памятником.