“Не моря разделяют народы,
а невежество, не различие языка,
а враждебные отношения”.
Д. Рескин.
Пояснительная записка
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур, и религий. Особую актуальность в современных условиях приобретает учет интересов всех населяющих Россию народов и культур, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе появились тенденции к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой, прежде всего в области образования.
Цель курса: воспитание у молодежи чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование уважительного, толерантного отношения к людям другой национальности, приобщение подростков к бесконечному многообразию мировой культуры.
Задачи курса:
- изложение материала проводить в доступной форме;
- изучать межнациональные отношения на примерах истории и современности;
- развивать у учащихся способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей, в том числе представляющих другие национальности;
- не забывать, что правам и интересам любой группы не должны приноситься в жертву законные демократические права и интересы личности;
- помочь учащимся разобраться в содержании национально-этнических отношениях и исторических тенденциях их развития
Области применения программы.
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету.
Организационная работа по программе.
Данный курс является дополнением к курсу “Обществознания” 10-11 классов, занимающихся по программе А.И. Кравченко. Программа курса рассчитана на 32 часа.
Проведение исследований по темам на теоретическом уровне.
Ожидаемые результаты.
Формирование толерантного отношения у учащихся , способность адекватно оценивать себя и других людей, Овладение социально психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
Содержание программы.
1.Народы мира и их взаимоотношения сегодня (17часов).
Тема 1.(2ч.) Понятие “этническая общность”. Этнос-народ-нация.
Признаки этноса. Язык, бытовая культура, обычаи и традиции. Этническое родство. Народ - новый вид этнической общности. Природные и социальные свойства нации. Духовные признаки нации. Этническая характеристика нации. “Этнос”, “нация”, “народ” как синонимы.
Тема 2.(3ч.) Национально-этнические отношения народов.
Предпосылки возникновения и развития национальных отношений. Комплексный характер национальных отношений. Субъекты национальных отношений. Характеристика проявления межнациональных отношений. Национальное самоуважение. Регулирование национальных отношений.
Тема 3.(2ч.) Взаимосвязь и взаимовлияние этносов.
Этнос-форма приспособления к окружающей среде у человека. Формы взаимосвязи этноса. Культурный взаимообмен. Инонациональные группы и малые народности.
Тема 4.(2ч.) Истоки национального вопроса.
История возникновения национального вопроса. Возникновение конфликтов на национальной почве. Межгосударственные конфликты.
Тема 5.(2ч.) Национальный вопрос в современных условиях.
Национальный вопрос как система взаимосвязанных проблем развития национальных отношений. Причины этнического возрождения народов. Развитие взаимовыгодного сотрудничества. Права наций и народностей. Практическое осуществление прав всех народов. Объективные и субъективные факторы в решении национального вопроса.
Тема 6. (2ч.) Межнациональное сотрудничество в современном мире.
Экономическая интеграция – процесс сближения народов. Европейский союз. Европейский парламент. Межнациональная интеграция. Гарантия национально-культурной автономии. Демократическое государство- свободное сосуществование разных национальностей.
Тема 7. (2ч.) Можно ли жить без национальных конфликтов.
Национализм и его сущность. Геноцид рас и народов. История фашистской диктатуры. Толерантность и гуманистический подход к этническим проблемам. Культура межнациональных отношений.
Семинарское занятие по разделу: “Народы мира и их взаимоотношения” (2 часа).
Основные вопросы:
1) Продолжается ли в настоящее время
образование новых наций?
2) В каких странах в настоящее время происходит
наиболее интенсивное изменение их национального
состава?
3) Чем вызваны сегодня процессы миграции
населения? Как они влияют на межнациональные
отношения?
4) Перечислите страны, в которых сегодня наиболее
остро проявляются межнациональные отношения?
5) В каком направлении, с Вашей точки зрения, будет
развиваться национальная культура?
6) Что в современном мире мешает развитию
национальных культур?
II. Межнациональные отношения в РФ (15 часов).
Тема 1(2ч.) Многонациональность нашего государства.
Национальная характеристика народов нашей страны. Русские - один из крупнейших народов мира. Малые народы России .Культурное наследие и самобытность народов.
Тема 2(3ч.) Национальный вопрос в России: страницы истории.
Жизнь многонационального государства в ХIХ веке. Национальная политика в 1920-егг.
Противоречия национальной политики в 1930-егг. Искренний и глубокий интернационализм становится доминирующей нотой в сознании масс. Национальная политика в 50-70гг. ХХ века. Причины национальных конфликтов в 80-90-е годы ХХ века.
Тема 3(2ч.) Национальное самосознание.
Национальное самосознание как важный фактор, определяющий нацию. Историческая память. Две стороны национальных интересов. Обогащение культуры, внутреннего духовного мира.
Тема 4(2ч.) Межнациональные отношения в современной России.
Дифференциация и интеграция развития межнациональных отношений. Научно-техническая революция-процесс экономической интеграции. Европейское сообщество-объединение стран и народов Западной Европы. Суд европейских сообществ - “третья власть” решения сложных проблем. Межнациональная интеграция.
Тема 5(2ч.) Межнациональные конфликты в России и пути их преодоления.
Из истории межнациональных конфликтов. Национальное насилие: ущемление прав, запрещение религии, языка, культуры, традиций. Поиск путей выхода из современных этнических кризисов. Поиск консенсуса.
Тема 6 (2ч.) К гармонии межнациональных отношений.
Новое мышление в национальном вопросе. Реализация прав человека в РФ. Суверенитет. Внедрение идей переговоров и компромиссов.
Семинарское занятие по разделу: “Межнациональные отношения в РФ” (2 часа).
Вопросы и задания:
1) Многонациональность культур – благо или
только источник проблем.
2) Попытайтесь классифицировать современные
межнациональные конфликты в нашей стране,
учитывая их причины, масштабы, социокультурные и
политические факторы.
3) Сопоставьте содержание понятие
“национально-освободительное движение” и
“межнациональный конфликт”. Охарактеризуйте их
специфику на примерах из истории нашей страны.
4) Каково будущее малых народов в нашей стране?
5) Каково значение имеет система образования для
гармоничного развития межнациональных
отношений?
Основные термины и понятия.
Этнос. Нация. Народ. Межэтническая интеграция. Этническая консолидация. Толерантность. Консенсус. “Третья власть”. Геноцид. Шовинизм. Апартеид. Национализм. Национальная гордость. Патриотизм. Сепаратизм. Этнические общности. Бытовой национализм.
Тематика рефератов.
- Исторические общности людей и их особенности.
- Становление современной национальной политики Российской Федерации.
- Этнотерриториальные конфликты в постсоветском пространстве.
- Статусные конфликты и "парад суверенитетов" в условиях распада СССР.
- Межнациональные конфликты в условиях перестройки в СССР.
- Проблема беженцев в современной России.
- Межнациональные конфликты в республиках Закавказья.
- Межэтнические конфликты в современной России.
- Что такое “Холокост”.