Программа элективного курса "Межнациональные отношения: история и современность"

Разделы: История и обществознание


“Не моря разделяют народы,
а невежество, не различие языка,
а враждебные отношения”.

Д. Рескин.

Пояснительная записка

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур, и религий. Особую актуальность в современных условиях приобретает учет интересов всех населяющих Россию народов и культур, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе появились тенденции к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой, прежде всего в области образования.

Цель курса: воспитание у молодежи чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование уважительного, толерантного отношения к людям другой национальности, приобщение подростков к бесконечному многообразию мировой культуры.

Задачи курса:

  • изложение материала проводить в доступной форме;
  • изучать межнациональные отношения на примерах истории и современности;
  • развивать у учащихся способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей, в том числе представляющих другие национальности;
  • не забывать, что правам и интересам любой группы не должны приноситься в жертву законные демократические права и интересы личности;
  • помочь учащимся разобраться в содержании национально-этнических отношениях и исторических тенденциях их развития

Области применения программы.

Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету.

Организационная работа по программе.

Данный курс является дополнением к курсу “Обществознания” 10-11 классов, занимающихся по программе А.И. Кравченко. Программа курса рассчитана на 32 часа.

Проведение исследований по темам на теоретическом уровне.

Ожидаемые результаты.

Формирование толерантного отношения у учащихся , способность адекватно оценивать себя и других людей, Овладение социально психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.

Содержание программы.

1.Народы мира и их взаимоотношения сегодня (17часов).

Тема 1.(2ч.) Понятие “этническая общность”. Этнос-народ-нация.

Признаки этноса. Язык, бытовая культура, обычаи и традиции. Этническое родство. Народ - новый вид этнической общности. Природные и социальные свойства нации. Духовные признаки нации. Этническая характеристика нации. “Этнос”, “нация”, “народ” как синонимы.

Тема 2.(3ч.) Национально-этнические отношения народов.

Предпосылки возникновения и развития национальных отношений. Комплексный характер национальных отношений. Субъекты национальных отношений. Характеристика проявления межнациональных отношений. Национальное самоуважение. Регулирование национальных отношений.

Тема 3.(2ч.) Взаимосвязь и взаимовлияние этносов.

Этнос-форма приспособления к окружающей среде у человека. Формы взаимосвязи этноса. Культурный взаимообмен. Инонациональные группы и малые народности.

Тема 4.(2ч.) Истоки национального вопроса.

История возникновения национального вопроса. Возникновение конфликтов на национальной почве. Межгосударственные конфликты.

Тема 5.(2ч.) Национальный вопрос в современных условиях.

Национальный вопрос как система взаимосвязанных проблем развития национальных отношений. Причины этнического возрождения народов. Развитие взаимовыгодного сотрудничества. Права наций и народностей. Практическое осуществление прав всех народов. Объективные и субъективные факторы в решении национального вопроса.

Тема 6. (2ч.) Межнациональное сотрудничество в современном мире.

Экономическая интеграция – процесс сближения народов. Европейский союз. Европейский парламент. Межнациональная интеграция. Гарантия национально-культурной автономии. Демократическое государство- свободное сосуществование разных национальностей.

Тема 7. (2ч.) Можно ли жить без национальных конфликтов.

Национализм и его сущность. Геноцид рас и народов. История фашистской диктатуры. Толерантность и гуманистический подход к этническим проблемам. Культура межнациональных отношений.

Семинарское занятие по разделу: “Народы мира и их взаимоотношения” (2 часа).

Основные вопросы:

1) Продолжается ли в настоящее время образование новых наций?
2) В каких странах в настоящее время происходит наиболее интенсивное изменение их национального состава?
3) Чем вызваны сегодня процессы миграции населения? Как они влияют на межнациональные отношения?
4) Перечислите страны, в которых сегодня наиболее остро проявляются межнациональные отношения?
5) В каком направлении, с Вашей точки зрения, будет развиваться национальная культура?
6) Что в современном мире мешает развитию национальных культур?

II. Межнациональные отношения в РФ (15 часов).

Тема 1(2ч.) Многонациональность нашего государства.

Национальная характеристика народов нашей страны. Русские - один из крупнейших народов мира. Малые народы России .Культурное наследие и самобытность народов.

Тема 2(3ч.) Национальный вопрос в России: страницы истории.

Жизнь многонационального государства в ХIХ веке. Национальная политика в 1920-егг.

Противоречия национальной политики в 1930-егг. Искренний и глубокий интернационализм становится доминирующей нотой в сознании масс. Национальная политика в 50-70гг. ХХ века. Причины национальных конфликтов в 80-90-е годы ХХ века.

Тема 3(2ч.) Национальное самосознание.

Национальное самосознание как важный фактор, определяющий нацию. Историческая память. Две стороны национальных интересов. Обогащение культуры, внутреннего духовного мира.

Тема 4(2ч.) Межнациональные отношения в современной России.

Дифференциация и интеграция развития межнациональных отношений. Научно-техническая революция-процесс экономической интеграции. Европейское сообщество-объединение стран и народов Западной Европы. Суд европейских сообществ - “третья власть” решения сложных проблем. Межнациональная интеграция.

Тема 5(2ч.) Межнациональные конфликты в России и пути их преодоления.

Из истории межнациональных конфликтов. Национальное насилие: ущемление прав, запрещение религии, языка, культуры, традиций. Поиск путей выхода из современных этнических кризисов. Поиск консенсуса.

Тема 6 (2ч.) К гармонии межнациональных отношений.

Новое мышление в национальном вопросе. Реализация прав человека в РФ. Суверенитет. Внедрение идей переговоров и компромиссов.

Семинарское занятие по разделу: “Межнациональные отношения в РФ” (2 часа).

Вопросы и задания:

1) Многонациональность культур – благо или только источник проблем.
2) Попытайтесь классифицировать современные межнациональные конфликты в нашей стране, учитывая их причины, масштабы, социокультурные и политические факторы.
3) Сопоставьте содержание понятие “национально-освободительное движение” и “межнациональный конфликт”. Охарактеризуйте их специфику на примерах из истории нашей страны.
4) Каково будущее малых народов в нашей стране?
5) Каково значение имеет система образования для гармоничного развития межнациональных отношений?

Основные термины и понятия.

Этнос. Нация. Народ. Межэтническая интеграция. Этническая консолидация. Толерантность. Консенсус. “Третья власть”. Геноцид. Шовинизм. Апартеид. Национализм. Национальная гордость. Патриотизм. Сепаратизм. Этнические общности. Бытовой национализм.

Тематика рефератов.

  • Исторические общности людей и их особенности.
  • Становление современной национальной политики Российской Федерации.
  • Этнотерриториальные конфликты в постсоветском пространстве.
  • Статусные конфликты и "парад суверенитетов" в условиях распада СССР.
  • Межнациональные конфликты в условиях перестройки в СССР.
  • Проблема беженцев в современной России.
  • Межнациональные конфликты в республиках Закавказья.
  • Межэтнические конфликты в современной России.
  • Что такое “Холокост”.

Список литературы.

  1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1998 г.
  2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование - М.: Народное образовангие,1999 г.
  3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на пути преодоления кризиса. М.: 1995 г.
  4. Кравченко А.И.Основы социологии. М.: 1998 г.
  5. Социология. Учебное пособие под редакцией Лаврененко В.Н. М.: 1998 г.
  6. Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. - М.: 1997 г.
  7. Человек и общество. Обществознание:10-11класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. ч. 1,2. -М.: 2002 г.
  8. Обществознание учебное пособие под редакцией Л. Н. Боголюбова, М. “Просвещение” 2006 г.
  9. Развитие этнической толерантности в школе. Журнал “Воспитание школьников”, №1. 2006 г.