Тема: Ломаная линия. Многоугольник.
Цели:
- Сформировать представление о ломаной линии и многоугольнике, способность к их различению и изображению.
- Закрепить знание состава числа 7, взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
- Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности детей.
Демонстрационный материал:
1. Изображение героев сказки «Волшебник
Изумрудного города».
2. Запись песенки Элли из мультфильма «Волшебник
Изумрудного города».
3. Изображения ломаной и замкнутой линии,
многоугольников.
4. Изображение замка – состав числа 7.
5. Изображения цветов.
Раздаточный материал:
1. Проволока 15 см для каждого ребёнка (на этапе
постановки проблемы).
2. Карточки для каждого ребёнка (для
самостоятельной работы).
3. Образец для самопроверки.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к учебной деятельности
– Сегодня урок у нас будет не совсем обычный.
Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
– Наш класс побывает в одной замечательной
сказке о дружбе, встретится с героиней, которую
вы знаете. Закройте глазки, внимательно
послушайте мелодию и скажите, как ее зовут (Элли)
(Рисунок 1) (Музыка – 25 сек.).
– Чтобы попасть в Изумрудный город нам нужно
захватить с собой все знания полученные на
предыдущих уроках.
– Какие знания вы можете взять с собой в дорогу? (Свойства
предметов, состав чисел 4, 5, 6, 7 числовой отрезок).
II. Актуализация знаний
– После того как домик Элли упал в стране Жевунов и раздавил злую волшебницу Гингему, Элли не покидала мысль о возвращении домой. Со слов Жевунов она знала, что только Великий Гудвин может помочь ей, и она отправилась в путь и повстречала много верных друзей. А кого она встретила, мы узнаем, выполнив следующие задания.
а) – Сосчитайте от 9 до 16, от 16 до 10.
– Назовите предыдущее число 6, 18. Как получить
предыдущее число?
– Назовите последующее число 5, 13. Как получить
последующее число ?
– Какое число стоит между 5 и 6, 14 и 16?
– Какое число стоит справа от 11, слева от 10?
– Назовите соседей числа 19.
б) Элли подошла к изгороди на котором торчало соломенное чучело. Его звали Страшила. (Рисунок 2). Он попросил Элли снять его с места. Давайте поможем ей это сделать.
– Посмотрите на рисунок. Разбейте фигуры на части и составьте равенства. На какие части их можно разбить? (Приложение)
в) Элли и Страшила зашагали вместе. По дороге им встретился Железный Дровосек (Рисунок 3). Он сказал: « Мои суставы заржавели, и я не могу двигаться. Но если вы смажете меня и выполните задания, я буду как новенький:
– Найдите значения выражения. (Соедините стрелкой выражение и ответ).
2 + 5 7 – 1 2 + 4 1 + 2 + 2 3 + 3 |
6 7 5 |
– Какое выражение « лишнее »? Почему?
г) Друзья продолжили путь и встретили Трусливого Льва, который попросил помочь ему решить задачу. (Рисунок 4)
Дружно муравьи живут. И без дела не снуют. Два несут травинку, Два несут былинку, Три несут иголки. Сколько их под елкой? (Ищем целое: 7 муравьев) |
В хоре семь кузнечиков Песни распевали. Вскоре пять кузнечиков Голос потеряли. Сосчитай без лишних слов Сколько в хоре голосов? (Ищем часть: 7 – 5 = 2 голоса) |
III. Постановка проблемы
– Посмотрите внимательно на путь Элли, какую
фигуру он вам напоминает, может быть кто-нибудь
раньше видел изображение такой фигуры?
– Не использовали вы или ваши близкие модель
такой фигуры в практической деятельности?
– А сейчас попробуем сконструировать фигуру
похожую на путь путешественников. Перед вами на
парте лежит кусочек проволоки. Что нужно сделать,
чтобы она стала похожа на эту фигуру? (Указываю
на доску.) (Ее нужно «сломать, согнуть»).
– Попробуйте выполнить это задание. Возможно,
теперь вы догадались, с какой фигурой мы
познакомимся на уроке? (Ответы детей).
– Такую линию называют ломаной
– Итак, какой будет тема урока? (Ломаная линия.
Многоугольник)
IV. Проектирование и фиксация нового знания
– Положите перед собой учебник и посмотрите на
номер 1 на странице 4. (Приложение
1).
– Ломаная линия, как и любая другая, может быть
замкнутой и незамкнутой. Назовите их!
– Как вы думаете, как называют каждую часть
ломаной линии? (Учитель обводит указкой звено
ломаной) (Дети: сторона, отрезок, часть).
– Молодцы, но в математике принято называть
такую часть ломаной линии – звеном.
– Давайте повторим, как называется часть
ломаной. (Звено).
– Посмотрите на рисунок. Сколько звеньев у
незамкнутой ломаной? (5)
– А у замкнутой? (4)
Замкнутую линию называют многоугольником. В
зависимости от числа сторон и, соответственно,
вершин. Различают треугольники,
четырехугольники, пятиугольники.
V. Физминутка
– Наши путешественники проделали очень длинный путь, устали и решили немного отдохнуть. Давайте и мы отдохнем вместе с ними. Ритмический счёт через 3. (Счёт тройками сопровождается движениями)
VI. Первичное закрепление
– Отдохнули, а теперь будем работать дальше и
закрепим наши знания и умения, и только тогда
Элли с друзьями смогут попасть в Изумрудный
город. Откройте учебник на странице 4, найдите № 2.
– Итак, первое задание посчитать сколько вершин
и сторон у каждого многоугольника и записать в
окошке.
– Следующее задание № 3. Нам нужно составить
сумму, в котором каждое слагаемое равно
количеству звеньев ломаной. Первое слагаемое
выражает число звеньев ломаных линий синего
цвета, а второе слагаемое-красного. Значение всех
составленных сумм равно 7.
– Молодцы! Справились с заданиями!
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону
– Поработайте самостоятельно и покажите свои
умения.
– Вам необходимо составить верные равенства. На
задание отводится 2 минуты (Приложение
2).
– Сверьте с образцом, кто выполнил задание верно
поставьте «+», у кого вызвало затруднение – «?».
– Кто допустил ошибку?
– Какую ошибку вы допустили?
(Обратите внимание, что фигуры мы должны были разбить по размеру).
VIII. Включение в систему знаний и повторение
– И вот друзья у ворот Изумрудного города. При встрече с ними Гудвин обещал выполнить все их желания при условии, что они допишут в башне города недостающие числа. Поставьте в пустые клетки точки и цифры так, чтобы сумма чисел в каждой строке равнялась числу на чердаке домика – семи. (Приложение 3)
– Молодцы, ребята, вы помогли Элли.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какие задания вы выполнили с удовольствием.
– А есть ли задания при выполнении которых вы
испытывали трудности?
– С вашей помощью Элли отправляется домой.
– На память о нашем уроке подарим ей красивый
букет.
– Оцените свою работу. Кто не испытывал
затруднений, хорошо отвечал, возьмите
раскрывшийся цветок, а кому было тяжело, кто
чувствовал себя неуверенно, возьмите бутон.
Давайте составим букет.
– Какой красивый букет.
– Молодцы ребята, хорошо сегодня потрудились,
спасибо за работу. Урок окончен!