Урок математики в малочисленной школе

Разделы: Начальная школа


1 класс

Тема: Закрепление. Табличные случаи прибавления и вычитания 1, 2 и 3

Цели:

  • закрепить знание ряда чисел от 0 до 10; умение решать задачи на нахождение суммы и остатка;
  • развивать логическое мышление, владение изученной математической терминологией;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, к своему здоровью;
  • создать предпраздничную атмосферу;
  • закладывать основы экономического воспитания.

Оборудование:

  • снежинки с цифрами;
  • новогодние шары из цветного картона;
  • таблица с математическим шифром,
  • набор "Учись считать".

Ход урока

I. Оргмомент.

- Встали все ровно, выпрямили спинки, улыбнулись друг другу, гостям. Садитесь.

II. Устный счёт.

- Какое сейчас время года?

- К нам на доску приземлилось несколько снежинок. Рассмотрите ряд чисел, изображённый на них. Какие снежинки должны быть следующими?

- Какой праздник приближается?

- Как вы готовитесь к нему?

- Мы тоже на уроке будем готовиться к Новому году, надо купить ёлочные шары, для этого нужно решить пример, записанный на шаре.

(На доске 6 шаров с примерами).

  • 3+3;
  • 2+2;
  • 8-2;
  • 9-3;
  • 6+1;
  • 10-1.

После покупки 2 шаров предлагаю составить и решить задачу:

- на вычитание.

(Решение на наборе "Учись считать")

- Итак, все шары проданы, выгодно ли это магазину?

III. Решение примеров на сложение и вычитание.

- Магазин благодарит вас за покупки и дарит вам подарки, ученикам 1 класса надо раскрасить шар, воспользовавшись для этого математическим шифром.

Примеры:

  • 4+1;
  • 6+2;
  • 7-2;
  • 5+3.

Шифр: 5 - красный, 8 - синий.

IV.Физминутка.

Мы на солнце греем спинки
Ярко красные рябинки.
Ягодки красивые
Круглые игривые.
Скоро будут холода,
Нам работа есть тогда:
Бедных птичек накормить,
Детям бусы подарить.

- О чём поётся в физминутке?

- Почему птицам зимой надо помогать?

- Люди устраивают для себя ёлки. А можно ли птицам устроить ёлку? Как?

- Какие ягоды полезны птицам?

- А людям они полезны? Чем?

- В них много витамина "С", который помогает нам укрепить здоровье. В январе ожидается эпидемия гриппа, чтобы себя защитить от него, надо употреблять много витаминов. Ягоды рябины идеально подходят для этого, можно есть их так, но лучше заваривать в чай.

V. Работа по учебнику.

1. Самостоятельная работа.

- Откройте учебник на с. 109, найдите и решите в тетради примеры №17.

2. Решение задачи на нахождение остатка.

- Прочитайте задачу №16, нарисуйте к ней схему и решите её.

  • 10-2=8

Ответ: 8 т.

VI. Работа в тетради на печатной основе.

- Откройте тетрадь на печатной основе на с. 28, решите примеры и раскрасьте весёлых клоунов.

VII. Итог урока.

3 класс

Тема: Доли. Образование и сравнение долей

Цели:

  • формирование понятия доля; решение текстовых задач;
  • развивать логическое мышление, математическую речь;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, к своему здоровью;
  • создать предпраздничную атмосферу;
  • закладывать основы экономического воспитания.

Оборудование:

  • снежинки с цифрами;
  • новогодние шары из цветного картона;
  • таблица с краткой записью задачи,
  • набор "Учись считать".

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Устный счёт.

(На доске снежинки с числами: 2, 4, 6).

  • 7*7;
  • 9*8;
  • 6*5;
  • 9*7;
  • 64:8;
  • 81:9.

- с величинами: цена, количество, стоимость, при цене шара 10 рублей.

(Решение на наборе "Учись считать")

III. Закрепление понятия доля.

1.(Учащиеся 3 класса получают круги, разделённые на 6, 8 частей)

- На сколько частей разделён каждый круг?

- Раскрасьте одну долю.

- Какая доля закрашена?

2. Работа по учебнику.

- Выполните №1 на с. 83.

IV. Физминутка.

(Раздаю ягоды рябины).

V. Составление и решение задачи по краткой записи.

На доске таблица с краткой записью задачи:

  • 3 листа б. - 12 снежинок
  • 5 листов б. - ? снежинок
  • ? листов - 16 снежинок

- Рассмотрите краткую запись, составьте по ней задачу и решите её.

- Что вы можете узнать по данным 1-й строчки?

(Сколько снежинок можно получить из одного листа бумаги).

- Зная это, что вы можете узнать?

(Сколько снежинок получится из 5 листов бумаги, сколько листов бумаги потребуется, чтобы изготовить 16 снежинок).

- Решите задачу по действиям, записывая к ним пояснения.

1) 12:3=4(с) - из одного листа

2) 4*5=20(с) - из 5 листов

3) 16:4=4(л) - потребуется для 16 снежинок.

Ответ: 20 снежинок, 4 листа.

VI. Самостоятельная работа.

- Решите примеры на с. 83 №5 (1 строчку).

  • 78-(72-62)*4=38
  • 54:9+8*5=46
  • 80:10*8=64

- Запишите задание на дом: с. 83 №5 (2, 3 строчки).

VII. Итог урока.

- Чему же был посвящён наш урок?

- За хорошую работу я испекла вам пирог. Называется он "гости на порог", поэтому мы должны угостить и наших гостей. На сколько частей надо его разделить, чтобы гостям досталась одна вторая доля?

- Сколько учеников всего?

- Сколько учеников всего?

- На сколько частей надо разделить теперь пирог, чтобы все получили поровну.

- Какую долю получит каждый из вас?

- На этом урок окончен, всем приятного аппетита.