Урок внеклассного чтения в начальной школе по теме "Веселые рассказы о школе"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Весёлые рассказы о школе», 4 класс.

Цели урока:

  • Систематизировать знания учащихся  о прочитанных произведениях.
  • Расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить творческие способности и эстетический вкус.
  • Воспитать интерес к чтению, чувство прекрасного, укрепить гражданские и нравственные позиции.

К уроку дети прочитали произведения В.Ю. Драгунского, Ю.И. Коваля, В.В. Медведева.

ХОД УРОКА

I. Выбираем экспертов. Это наше жюри на сегодняшний урок.

Дети называют произведения, прочитанные ими при подготовке к этому уроку. Три ученика, которые прочли большее количество произведений, становятся экспертами.
Они, в свою очередь, задают три «каверзных» вопроса классу и, таким образом, выбирают трёх капитанов команд.

– Где учительница Марья Семёновна росла и получила образование? Докажите словами текста.
– Денис сравнивает Андрюшу со знаменитым поэтом? С каким?
– У Димы Колчанова была любимая фраза. Какая?

Капитаны по очереди выбирают себе членов команд.
Команда садится в круг, чтобы иметь возможность работать вместе и придумывают себе название. Названия вывешиваются на доске, под ними эксперты в ходе урока подписывают баллы.

II. Выполнив первое задание, вы узнаете, о каком писателе мы сейчас будем говорить. (Приложение. Слайд 2)

В.Ю.Драгунский

1. Вычеркните повторяющиеся буквы,  а из оставшихся сложите фамилию детского писателя.

Д Б Р А
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В И
Ж 3 Б 3

Дети определяют, что речь пойдёт о В.Ю. Драгунском.

2. Учитель демонстрирует портрет писателя, называет годы его жизни, показывает книги автора. (Слайды 3–7)

3. Учитель знакомит детей с биографией В.Ю. Драгунского. (Слайды 8–13)

Драгунский Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М. Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России.  В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод, откуда вскоре был уволен за трудовую провинность. Учился актерскому ремеслу  в «Литературно-театральных мастерских». После окончания курса был принят в Театр транспорта. Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы. Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье. Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки, запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не  только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые.
Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.

4. Теперь –  первое задание командам. (Слайд 14) Соедините слово и его значение:

Слово

Сатирик
Афиша
Партнер
Дуэт

Его толкование

Вывешиваемое объявление о спектакле.
Компаньон, соучастник игры, второй артист на сцене.
Музыкальное произведение для двух инструментов, пение в два голоса.
Человек, высмеивающий в литературном произведении отрицательные явления действительности.

5. Команде выдаётся лист с заданием. После окончания работы лист передаётся экспертам для проверки и выставления баллов.

6. Проверка задания экспертами. Правильные ответы –  на доске (Слайд 15)

7. Объявление результатов.

8. К какому рассказу В.Ю. Драгунского относится это задание? («Где это видано, где это слыхано…»)

9. По этому же рассказу составлен кроссворд, который вам предстоит разгадать.

10. Второе задание для команд. Кроссворд. (Слайды 17–18) Команде выдаётся лист с кроссвордом.

По горизонтали: 1. Дорожное покрытие, упоминаемое в сатирических стихах. 3. Денис по отношению к Мишке в дуэте. 7. Вася из сатирических куплетов. 9. Синоним к слову ДРУГ. 10. Герой сатирических куплетов. 11. Девочка-прогульщица.

По вертикали: 2. Колбасное изделие, продаваемое в буфете. 3. Андрей Шестаков по призванию. 4. Музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись куплеты. 5. Человек, высмеивающий пороки общества. 6. Люся по профессии. 8. Автор припева и размера куплетов.

Ответы – на доске, эксперты подводят итоги.

По горизонтали:  1. Асфальт 3. Партнер 7. Лентяй 9. Товарищ. 10. Вася. 11. Манечка (или Танечка)
По вертикали: 1. Сарделька 3. Поэт 4. Рояль 5. Сатирик 6. Вожатая  8. Маршак 11. Аналогичная работа проводится с заданиями «Найдите лишнее» (Слайд 20)

11. Найдите лишнее, объясните, почему вы так считаете

1. Танечка, Манечка, Оленька.
2. Денис, Миша, Борис.
3.  Сатира, юмор, метафора.

12. «Допишите четвёртое» (Слайды 21–22)

Допишите четвертое»

Миша – четыре                                 Миша – первый
Денис –  * * *                                    Денис – * * *

Миша – первое                                 Миша – вторая
Денис – * * *                                     Денис  – * * *

13.  «Вопрос к ответу» (Слайды 23–27).

Задайте вопрос по тексту рассказа, чтобы ответом было  данное слово или выражение

Ответы

Примерные вопросы

Денис Как зовут главного героя, от лица которого ведется рассказ?
Учитель пения Кто сидел за роялем во время концерта?
В  буфет Куда побежал Денис за Мишкой?
В малый  зал Куда надо было прийти на репетицию?
На переменке Когда Люся подошла к ребятам с просьбой выступить на концерте?
Пять Сколько раз принимались петь один и тот же куплет ребята?
В пятый В который раз пропел куплет Денис, оставшись один на сцене?
В кармане Где лежал листок со стихами у поэта?
Школьным поэтом Кем был Андрей Шестаков?
Математику Какой школьный предмет учил папа за Васю?
В математике В чем не силен Вася?
Громко Как нужно петь, по мнению Дениса?

Ю.И.Коваль

III. 1. Учитель знакомит детей с биографией Ю.И Коваля. (Слайды 28–35)

Коваль Юрий Иосифович родился 9 февраля 1938 в Москве. По окончании Московского государственной педагогического института (1960) с дипломом учителя русского языка и литературы, истории и рисования работал в сельской школе в Татарии. Во время учебы в институте увлекся искусством фрески, мозаики, скульптуры. Занимался также рисунком и живописью. Подружился со многими деятелями искусства. В начале 1960-х годов Коваль начал публиковать произведения для детей. Наиболее известными из них станут Приключения Васи Куролесова (1974), Кепка с карасями (1974), Недопесок (1975), Пять похищенных монахов (1977), Полынные сказки (1987). Во взгляде автора на мир чувствовалась чистота и непосредственность, поэтому созданные им герои – Вася Куролесов, песец Наполеон Третий, картофельная собака Тузик и др. были любимы детьми. Увлекательные сюжеты (например, Приключения Васи Куролесова написаны в жанре детектива для детей) усиливали интерес маленьких читателей к произведениям Коваля.
Писатель был награжден дипломом А. Гайдара (1983), стал лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1987).
Произведения, написанные Ковалем для взрослых, были менее известны читателям. После смерти Коваля был опубликован роман Суер-Выер (1996), над которым он работал в последние годы жизни (в 1996 роман отмечен премией «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов).
Произведения Коваля переведены на все европейские, а также на японский и китайский языки.
Умер Юрий Коваль в Москве 2 августа 1995.

2. – Вспомните, пожалуйста, рассказ Ю.И. Коваля «Нулевой класс». (Слайд 36)
– Понравился вам рассказ?
– Какой герой понравился больше? Почему?
– Что хочет сказать нам автор? Какова главная мысль рассказа?

3. Теперь – тест. (Слайды 37–41)  Командам выдаётся таблица для записи ответов.

1. Новую учительницу звали:

а) Марья Антоновна,
б) Марья Семеновна,
в) Марья Ивановна?

2. Старого учителя звали:

а) Алексей Иванович,
б) Алексей Семёнович.
в) Алексей Степанович.

3. В каком классе было больше всего детей:

а) в первом,
б) во втором,
в) в третьем.

4. Учительница напугала ребят тем, что:

а) мыла руки перед занятиями,
б) мыла бруснику перед едой,
в) мыла ботинки перед входом в класс

5. Ванечка Калачев строил:

а) запруду,
б) башню,
в) куличики

6. Ванечке нравились буквы:

а) латинские,
б) печатные,
в) прописные

7. Ванечка стал учиться:

а) дома,
б) в классе,
в) прямо на дороге.

8. Какую букву НЕ учили Ванечка и учительница в первый день?

а) А, 
б) В,
в) Д.

9. Новую «Книгу» на дороге жители деревни:

а) каждый день ломали,
б) аккуратно обходили,
в) давили колесами телег.

10. В осенние дни Ванечка учился считать:

а) опадающие листья,
б) падающие  звезды,
в) улетающих птиц.

11.  Ванечка стал учиться:

а) дома,
б) в классе,
в) прямо на дороге.

12.  Какую букву НЕ учили Ванечка и учительница в первый день?

а) А,
б) В,
в) Д.

4. Проводится цифровой диктант (Слайды 42–46)

Если вы согласны с утверждением, ставьте  1 (единицу), если не согласны — 0 (ноль).

  1. Действие рассказа происходит в деревне.
  2. В начальной школе было всего 4 ученика.
  3. Дети испугались новую учительницу, потому что она была очень строгая.
  4. Нового ученика Марья Семеновна нашла в луже.
  5. Буквы Ваня рисовал прямо ботинком на дороге.
  6. Вода из лужи утекала в другую лужу, потом в овраг, а из него  прямо в море.
  7. Марья Семеновна лепила буквы не только сапогами, но и руками.
  8. Ваня давно знал букву «В».
  9. Уроки в нулевом классе проходили только по утрам, как в настоящей школе.

Подведение итогов. (Слайд 47)

В.В. Медведев

IV.

1. – Интересные рассказы о школьниках писал В.В. Медведев. Я расскажу вам о его жизни (Слайды 48–57).

Валерий Владимирович Медведев (Маринин) родился 16 марта 1923 г. В Тюменской области, в городе Ишим. В 1940 г. он поступил учиться на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, но учебу прервала Великая Отечественная война. После демобилизации Медведев окончил в 1952 г. ГИТИС и работал в московском театре имени Моссовета, снимался в кино.
В детскую литературу он пришел в 1957 г., первой его книгой в жанре фантастики стала
повесть-сказка «Баранкин, будь человеком!» (1962). Впоследствии эта очень популярная повесть была переведена почти на 30 языков и отмечена дипломом международного конкурса имени Г.-Х.Андерсена. По ее мотивам созданы мультфильм, спектакль и даже оперетта. В 1983 г. книга Медведева «Фантазии Баранкина» была удостоена Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской.

– Сегодня мы вспомним рассказ В.В. Медведева «Фосфорический мальчик».

2. Командам выдаются листы для коллективной работы с тестом. (Слайды 58–63)

1. Капитан Соври-голова имел сокращенное прозвище?

а) Сого,
б) Вриго,
в) Сова.

2. Дима пытался рассказать ребятам о том, как он жил.

а) в Африке, 
б) в Америке,
в) в Австралии.

3. Новенький мальчик обыграл всех в:

а) карты,
б) шашки,
в) шахматы.

4. Староста 5 «В» бросил Диме:

а) вызов,
б) шахматы,
в) портфель.

5. Сорокин готовился к бою, читая книгу Симагина:

а) «Охота на короля»,
б) «Атака на короля»,
в) «Капкан для коня».

6. Дима пытался повысить уровень фосфора поеданием:

а) моркови,
б) гороха,
в) рыбы.

7. Чего НЕ ел Дима, чтобы увеличить количество фосфора в организме:

а) рыбу,
б) шоколад,
в) мороженое.

8. Дима и Семен сыграли:

а) 2 партии,
б) 3 партии,
в) 5 партий.

9. Чтобы выиграть, Дима попросил перенести игру:

а) на свежий воздух, 
б) в свой класс,    
в) в буфет.

10. В рассказе встречается перефразированное крылатое выражение из басни И. А. Крылова:

а) «Кукушка и петух»,
б) «Стрекоза и муравей»,
в) «Слон и Моська».

V. Подведём итоги

1. – Вам нужно узнать произведение по отрывку и записать автора и название рассказа. (Слайды 64–72)

1.  Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь...
2. На переменке подбежала ко мне наша октябрятская вожатая Люся и говорит:
– Дениска, а ты сможешь выступить в концерте? Мы решили организовать двух малышей, чтобы они были сатирики...
3. Приехала к нам в деревню новая учительница. Марья Семеновна. А у нас и старый учитель был – Алексей Степанович...
4. Новенького звали Леня, фамилия у него была Цветков. Он появился в третьем «Б» в самом начале декабря. С каждым днем посещения класса мальчишки относились к нему
все хуже и хуже, в то время как девчонки все болит» и больше обращали на него внимание...
5.   ...Там опять вовсю светило солнце, тропические тени от плюща трепетали на стене, и солнечный слон стоял между классной доской и партами. Дима Колчанов сидел над шахматной доской, обхватив руками свою фосфорическую голову...
6. ...Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки его не трогали, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок...
7. Наша преподавательница литературы Раиса Ивановна заболела. И вместо нее к нам пришла Елизавета Николаевна. Вообще-то Елизавета Николаевна занимается с нами географией и естествознанием, но сегодня был исключительный случай, и наш директор упросил ее заменить захворавшую Раису Ивановну...
8. Недели две тому назад у нас в школе был огромный праздник – встреча со знаменитым писателем. Мы давно уже всем классом читали его смешные рассказы и стихи, и они нам очень нравились...

2. Эксперты подсчитывают баллы команд, подводят итоги. (Слайд 73)

Для урока использованы материалы книги Е.С. Гостимской, М.И. Мишиной «Внеклассное чтение» 4 класс, М.: «5 за знания», 2006.