Тема: «Слова, отвечающие на вопросы: Что делать? Что делает? Что делал?».
Цели:
- формирование представлений об изменении глаголов по временам;
- помочь учащимся осмыслить особенности временных значений, выделить внешние приметы каждого из времён.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Дополнительный дан звонок –
Начинается урок
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час.
II. Сообщение темы, цели урока
– Прочитайте название темы на доске. Как вы
думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
(Об изменении глаголов по временам)
– Давайте вспомним, что такое глагол?
III. Игра «Перепутаница»
– Подбери глагол к существительному. (Запись на доске, можно слайд)
Собака Волк Овца Гусь Кошка Кузнечик Курица |
блеет лает гогочет кудахчет мяукает воет стрекочет |
Вызванный ученик соединяет слова в пары, задаёт вопрос к каждому слову.
– Что объединяет слова первого столбика? (Все
слова глаголы, отвечают на один и тот же вопрос.
Все глаголы настоящего времени.)
– Как изменить время глагола? (Изменить
вопрос.)
– Поставьте эти глаголы в прошедшее время.
– Какой будет вопрос?
– Поставьте глаголы в будущее время.
– Какой будет вопрос?
– Как же определить время глагола?
IV. Работа с таблицей
Вывод делают дети.
V. Работа в тетрадях
- Чистописание
- Выбери 5 глаголов из словаря. Поставь к ним вопрос. Выдели орфограмму.
- Пользуясь таблицей – выполните упражнение № 239 (печатная тетрадь)
VI. Выборочный диктант.
Учитель читает загадку. Дети находят глаголы, пишут в тетрадь, определяют время глаголов.
1. Летит орлица по синему небу
Крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)2. Махнула птица крылом
Покрыла весь свет одним пером. (Ночь)3. Летит – молчит, лежит – молчит
Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
VII. Творческая работа
1. Вставь подходящее по смыслу слова, чтобы получилось стихотворение. Текст на доске. Используйте слова для справок. Посетите справочное бюро.
Слова для справок: разбивает, идёт, играет, смотрит.
Ледоход: лёд ___________
Вышел на берег народ
__________ , как река
Лёд в кусочки ___________
2. Запись стихотворения по памяти. Взаимопроверка.
VIII. Итог урока
IX. Домашнее задание: упражнение 244. Для желающих – сочинить стихотворение, о снеге используя глаголы.