Тема урока: Обработка накладных карманов.
Цель урока: научить учащихся технологически правильно выполнять трудовые приемы обработки накладных карманов.
Задачи урока:
- Отрабатывать умения и навыки обработки накладных карманов в технологической последовательности.
- Формировать трудовые приемы выполнения карманов.
- Воспитывать профессиональные качества: аккуратность, усидчивость, творческий подход к работе.
МТО урока: крой карманов, ручные инструменты, нитки, инструкционная карга, карточки-задания, карточки тестового контроля, зарисовка на доске, утюг, вспомогательные материалы, образцы выполненного узла в последовательности.
Методы проведения: объяснение, рассказ, показ трудовых приемов.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовность учащихся к уроку (наличие формы, инструментов)
II. Вводный инструктаж
Сообщение темы и цели урока методом «мотивации».
«По одежке встречают, по уму провожают». Как
давно это замечено! Мода всегда чутко
откликается на те условия, в которых ей
приходилось выступать. Ей хватало идей на самые
разные случаи жизни. Много лет тому назад в
мужском костюме не малую роль играли пояса,
которыми подвязывали рубахи, кафтаны, а к ним
прикрепляли небольшую сумку – кошелек. Уже тогда
возник вопрос – куда девать мелкие вещицы,
деньги, носовые платки и т.д.
А что придумали люди, вы узнаете, отгадав загадку:
«Это часть одежды, в виде пришитого мешочка, для
ношения при себе мелких вещей и денег» Что это?
Правильно – карман.
Недаром в русском языке появились такие
выражения:
«Пустой карман…» (нет денег) – что оно
обозначает? Правильно.
«Не по карману…» (очень дорого) а что в этом
выражении мы имеем в виду? Хорошо!
«В карман за словом не полезет» (находчивый в
разговоре) – что вы на это скажете? Молодцы!
Теперь вы видите, насколько важна сегодняшняя
тема урока: «Обработка карманов»
А работать мы сегодня будем по такому плану:
- Разобрать виды карманов, их назначение и применение.
- Разбор технологической последовательности обработки накладных карманов.
- Творческая самостоятельная работа.
- Защита творческих работ.
III. Изучение темы урока
А чтобы правильно, в соответствии с ТУ
обработать накладной карман нужно вспомнить
знания, полученные на предыдущих уроках по
материаловедению и оборудованию.
Скажите:
– какое назначение имеет накладной карман?
– какие по форме карманы вы знаете?
– какие по размерам могут быть карманы?
– где могут располагаться карманы?
Итак, мы разобрались с вами, что накладных
карманов существует много: они могут быть разной
формы, разных размеров, с разной отделкой и
располагаться в разных местах изделий.
А для того, чтобы понять, сколько же карманов
существует – необходимо поработать!
На столах лежат карточки под № 1. (Приложение
№ 1) Возьмите, внимательно посмотрите
их. На карточках изображена модель и вид ткани
этой модели. Сейчас мы проверим, совпадут ли ваши
вкусы со вкусом знаменитых модельеров: В.
Юдашкина, В. Зайцева, Ив Сен Лорана, Г. Шанель. Вы
должны дорисовать карандашом к моделям
накладные карманы. На это вам отводится 2 минуты.
Все готовы? А теперь сравним. У кого модели
совпали? Замечательно! У вас большие перспективы
на будущее, подумайте об этом. А у кого не совпали?
У вас есть свой взгляд на вещи, свой вкус, может
быть, в будущем вы создадите свои модели, которые
будет носить весь мир.
Итак, (Приложение № 2
вывешивается на доске) мы с вами разобрали
накладные карманы по форме, размерам, виду
отделок и даже сравнили свои способности со
знаменитыми модельерами.
А сейчас переходим ко 2 пункту нашего урока и
разберем последовательность обработки
накладного кармана. Особенно часто встречаются в
изделиях карманы с надстрочной планкой.
Посмотрите внимательно все на доску. Найдите
зарисовку деталей кроя. Нашли?
Выйдите к доске, назовите срезы деталей кроя и
мелом нанесите долевую нить.
Смотрим внимательно. Вы согласны? Может быть,
кто-то хочет добавить? Молодец! Пройди на свое
рабочее место.
А теперь вы мне расскажите последовательность
обработки накладного кармана, опираясь на знания
предыдущих уроков. Все внимательно слушайте,
необходимое себе записывайте, особое внимание
уделите ТУ и терминологии. Итак, начиная работу,
вы должны:
- Продублировать планку (следить за t° режимом утюга).
- Приметать планку к верхнему срезу кармана.
- Притачать планку к верхнему срезу кармана.
- Удалить нитки приметывания планки.
- Приутюжить припуски шва притачивания.
- Закрепить переходной кант вспушной машинной строчкой.
- Приутюжить кант.
- Заутюжить второй срез планки.
- Наметать заутюженный сгиб планки на лицевую сторону кармана.
- Настрочить сгиб планки на карман.
- Удалить нитки наметывания планки.
- Приутюжить верхний край кармана с планкой.
- Заутюжить боковые и нижний срезы кармана с помощью шаблона.
- Проверить симметричность кармана.
- Проверить качество кармана.
Итак, мы вспомнили последовательность
обработки накладного кармана с настрочной
планкой. Вы все внимательно слушали, записывали
важные для нас технические условия и
терминологию. А какое новое слово вы встретили
при рассказе? (Вспушка – это закрепление канта).
Чтобы закрепить, давайте сыграем в игру на знания
ТУ и терминологии.
Делимся на 2 команды. Каждой команде дается схема
(Приложение № 3), в
центре которой карман со знаниями, а от него идут
лучи к кружкам, где изображен узел. Красным
цветом выполнены строчки, их назовет 1 команда, и
операции по ТУ, их назовет 2 команда. За каждый
правильный ответ выдается жетон. Победит та
команда, у кого больше жетонов.
Итак, команда № ... оказалась сильнее, это говорит
о том, что они были внимательнее и следили за
каждым моим словом, а вот второй команде нужно
собраться и быть повнимательнее.
Давайте восстановим внимательность:
взяли ручки и листочки, я буду быстро называть,
сколько клеток и куда нужно вести ручку:
3 клеточки влево, 2 клеточки вниз, 2 клеточки
вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки влево. Что у вас
получилось? Молодцы!
Восстановили свою внимательность? А теперь все
подойдите к моему рабочему столу, встаньте так,
чтобы всем было удобно смотреть.
Я покажу вам, как выполняется обработка
накладного кармана с планкой (Приложение
№ 4). У меня будет помощница... (рассказ и
показ трудовых приемов с подробным объяснением
правил выполнения данного кармана).
А) при выполнении ВТО – повторение ТБ при
утюжильных работах;
Б) при выполнении ручных работ – повторение ТБ
при ручных работах;
В) при выполнении машинных работ – повторение ТБ
за машиной.
Указать на типичные ошибки при выполнении,
причины и способы их устранения.
Напомнить учащимся, что после каждой операции
необходим самоконтроль.
Какие вопросы есть по обработке? Что не понятно?
IV. Закрепление нового материала
У вас на столах лежат карточки № 2 (Приложение
№ 5). Это текстовое задание. Вам, 2
командам, необходимо составить правильную
последовательность обработки накладного
кармана с настрочной планкой. На задание 2 мин.
Команды справились?
Замечательно! Начинает 1 команда, затем 2 команда.
Образуется последовательность обработки
кармана. Великолепно!
Итак, девочки, мы с вами разобрали полностью
обработку накладного кармана с настрочной
планкой. Вам предстоит выполнить эту работу
самостоятельно, аккуратно с творческим задором.
Эта работа ответственная и трудная. Но может быть
она поможет некоторым почувствовать свою
значимость, а если этого не случиться, то пусть у
вас появится желание почувствовать это. Именно
желание заставило Г. Шаннель быть настоящим
творцом своего дела. Пусть это желание появится у
вас и, возможно, именно оно повлияет на
становление вас как «портных».
А еще сегодня на уроке, вы будете оценивать сами
себя. У всех на столах лежит карта «Самоконтроля»
(Приложение № 6).
Оцените себя достойно и правдиво. А в конце урока
мы с вами подведем итоги работы по картам
«самоконтроля» и выставим оценки за урок. Ваша
работа и на вводном инструктаже будет
учитываться при выставлении оценок.
Критерии оценок по картам «самоконтроля»:
4 правильных ответа – «5»
3 правильных ответа – «4»
2 правильных ответа – «3»
1 правильный ответ – «2»
V. Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж)
Целевые обходы рабочих мест учащихся
– проверка организации рабочего места
учащихся, своевременность начала работы,
соблюдении ТБ;
– проверка и инструктирование правильности
выполнения трудовых приемов обработки
накладного кармана;
– проверка правильности использования
инструментов и приспособлений;
– межоперационный контроль качества
выполняемых операций, исправления и
предупреждения ошибок;
– индивидуальная работа с учащимися.
VI. Заключительный инструктаж
- Проведение итогов работы учащихся.
- Указать общие ошибки и их исправление.
- Выставление оценок по картам «самоконтроля».
- Выставление оценок в журнал.
- Отметить лучшие работы учащихся.
- Выдача творческих домашних работ.
- Уборка рабочих мест и класса.
VII. Домашнее задание
Придумать и нарисовать на альбомном листе накладной карман необычной формы и с необычной отделкой.