Сотворчество педагога с учащимися — стимул творческого саморазвития педагога

Разделы: Общепедагогические технологии


Проблема сотворчества занимает большое место в педагогической деятельности. Передовой учитель, развивая творческие возможности учащихся, в поисках наиболее адекватных методов обучения и воспитания сам является творцом и новатором. Сотворчество преподавателя охватывает разные стороны его деятельности – построение урока, лекции, беседы, работа над организацией количества учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование личности учащегося, выработку стратегии и тактики педагогической деятельности в целях оптимального педагогического взаимодействия.

Таким образом, сотворчество включает  тонкость наблюдений за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое напряжение, реализованное в настойчивом, постоянном поиске ответа на поставленный вопрос, глубокое внимание к различным сторонам решаемой задачи, эмоциональный подъем, выражающийся в особом состоянии  именуемом вдохновением, и, конечно, решающее место в сотворчестве занимает мыслительная деятельность субъекта соединяющее логическое мышление так и воображение в педагогическом взаимодействии.

В реализации сотворчества учителю необходимо посмотреть на себя с позиции прошлого, настоящего и будущего.

Сотворчество предполагает непрерывное творческое саморазвитие.

Валентин Иванович Андреев считает:

Учитель – творчески саморазвивающая личность.  По сложности решаемых проблем, полифункциональности личностных качеств, требуемых от учителя по степени ответственности возлагаемых обществом на него задач, профессия учителя является наитруднейшей и наиблагороднейшей среди многих других профессий, которые своей созидательной сущностью направлены на совершенствование самого главного, что есть на земле, – человека.

Учитель – творческая личность. Он не приемлет рутины и однообразия, а поэтому всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное. Он изначально мотивирован и на творчество. Созидать, творить, выдумывать, пробовать – это его обычное профессиональное состояние.

В современных социально-исторических условиях, педагог это не только профессия, которую получают в процессе учебы, но и призвание, и искусство, и, в связи с этим, непрерывный творческий процесс самосовершенствования.

В наше время, от учителей требуется достаточно высокий творческий потенциал, а это предъявляет особые требования и к культуре творческого саморазвития учителя.
Культура творческого саморазвития учителя – это весьма сложное, многоуровневое и системное образование.

Творческое саморазвитие учителя – это интегративная характеристика его процессов «самостоятельности», среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, творческое самоопределение, самосовершенствование личности учителя в его профессионально – творческом становлении.

Анализ компонентного состава культуры творческого саморазвития личности учителя показывает, что стратегии творческого саморазвития определяются в профессиональном самосовершенствовании, а с другой, – степенью осознания и самопознания своих сильных и слабых профессионально – личностных качеств.

Скульский Р.П. утверждает, что качества личности учителя, особенности его деятельности, с одной стороны, и характер деятельности школьников, их личностные качества, с другой, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, личность учителя, уровень его методического мастерства предопределяют его деятельность, а через нее и деятельность учеников, которая в свою очередь непосредственно воздействует на становление тех или иных черт их личности. И наоборот: необходимость преобразования внутреннего мира школьников побуждает учителя к сотворчеству, т.е. требует такой перестройки его деятельности, при которой обусловленный ею учебный труд учащихся обеспечивает не только высокий уровень знаний, но и одновременно соответствующее продвижение в развитии и воспитании.

Важно помнить, чтобы педагог, проявляя стремление раскрыть в воспитанниках самобытную природу, демонстрировал уважение и утверждение их как личностей, обеспечивал направленность действий школьников на развитие их творческого потенциала. При этом следует помнить, что процесс раскрытия самобытной природы подрастающего человека более всего связан с заботой взрослых о раскрытии в нем природного, а не с деятельностью, на­правленной на притупление заложенных в нем задатков за счет навязывания своих представлений о чем-либо.

Таким образом, связующим звеном между духовным миром учителя и учащегося является совместная взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность, которая наиболее полно реализуется в учебно-воспитательном процессе.

В современных школах проводятся эксперименты, осваиваются новые педагогические технологии, проводятся разнообразные методические работы с учителями, конференции с приглашением творчески работающих учителей и ученых, организуются педагогические чтения, методические дни в школе во время которых проводятся открытые уроки. Учителя учатся анализу и самоанализу своей деятельности, активное творчество учителей проявляется внутри методических объединений по предметам.

Сегодня учителя осваивают экспериментирование, стремятся подвергать свою деятельность глубокому критическому осмыслению, самооценке. Все эти формы способствуют повышению творческого потенциала учителя и способствуют активному сотворчеству. А сотворчество  в свое время позволяет учителю при организации учебно-воспитательного процесса, направленного на достижение той или иной цели, видеть основные точки приложения своих сил: с одной стороны, организовать собственную деятельность, а с другой – деятельность учеников, определить ее характер, содержание организационной формы, методы, средства.

Хотелось  бы подчеркнуть, что педагогика сотворчества является одним из наиболее важных аспектов педагогического взаимодействия.

Приложение