Татарская народная музыка в творчестве профессионального композитора А.С. Ключарева

Разделы: Музыка


Тема: Татарская народная музыка в творчестве профессионального композитора  А.С.Ключарева

Цели:

  • воспитать любовь к татарским народным песням;
  • ознакомить детей с творчеством и жизнедеятельностью композитора и его произведениями.

Использованный материал: портрет композитора, магнитофон, баян, нотный материал «Укучылар җырлый», «Эх, күңел ачабыз», «Татарская народная музыка» (Ш.К.Шарифуллин), «Музыка дәресләре 5-7» (Р.Т. Сәйфуллин), Музыкальный словарь от «А» до «Я», рисунки к детским песням.

ХОД УРОКА

1. Музыкальное начало урока

Вход в класс под музыку (звучит музыка татарская народная игровая песня «Кашың кара буең зифа»)

2. Музыкальное приветствие

 Приветствие-частушка:

«Рада вас, ребята, видеть и приветствовать сейчас.
И мы рады, очень рады. Здравствуйте учитель наш»

– Садитесь

Сведения дежурных.

3. Сообщение новой темы

 

Тема сегодняшнего урока: Татарская народная музыка в творчестве профессионального композитора А.С.Ключарева.
Ребята на доске портрет композитора  А.С.Ключарева. (Портрет композитора) <Рисунок 1>. Он родился 19 февраля 1906 года в г.Казани. Ему исполнилось бы 102 года. Сегодня мы поговорим о самых распространенных татарских народных песнях и познакомимся  с творчеством А.С.Ключарева и его произведениями.
Песня – лирическое произведение, потому что на его основе всегда лежит чувство композитора. В большинстве песен поется о родине, разлуке с родными, о детстве.
Самые распространенные традиционные татарские народные песни : лирически-протяжные песни («Гөлжамал», «Тәфтиләү» «Су буйлап»), короткие («Әпипә», «Әнисә»), деревенские, умеренные песни.
При входе в класс вы слушали татарскую народную игровую песню «Кашың кара, буең зифа» – это песня 2-х частная .
Народные песни – это народное чувство и музыкальный язык народа.
Итак, пение, как и разговорная речь связано с бытовой жизнью народа. Да, прошлое, историю народа и любовь к жизни народа мы можем узнать через их песни.
Богатое культурное наследие нашего народа – это собирание и изучение песен и музыкальных фольклоров, развитие культуры приходится на после революционное время.
Как известно в начале века изучение татарских народных музыкальных произведений, собирание и научное исследование развивается не только среди татарских композиторов, но и среди русских. Деятельность многих русских композиторов оставляет немаловажный след в развитии татарской культуры. Среди которых выделяются скрипач-композитор Козлов, Литвинов, Ключарев и др.
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством А.С. Ключарева.
А.С.Ключарев один из знаменитых музыкантов, который внес большой вклад в татарскую профессиональную музыку. Несмотря на то, что он был русским по национальности – он хорошо разбирался в татарско-башкирской национальной мелодии, татарском народном творчестве.
А.С.Ключарева в 1933 г. состоялся первый авторский концерт. Муса Джалиль в газете «Коммунист» писал: «Мы можем от этого молодого таланта ждать большого вклада в татарскую советскую музыку».
Предвидение поэта оправдалась в полной мере. Поистине щедрым, необычайно многоплановым оказался вклад композитора в многонациональную советскую культуру.

Слушание рефератов,  подготовленные учениками.

4. Биография композитора

Творческая работа Ключарева. Слушание песни «Минем әби» (Приложение 1), «Ун чыпчык»  (Приложение 2).

– Ребята, я вас попросила найти и подготовить материал о Ключареве пожалуйста вам слово:

1-й ученик: В семье Сергея Даниловича Ключарева родился сын Саша. Через 2 года семья переехала в Оренбург, оттуда вернулась лишь в 1923 г. Уже в раннем детстве Саша играл на различных музыкальных инструментах.
Детские и юношеские музыкальные впечатления многонационального Оренбуржья, несомненно  оказали серьезное влияние на будущие музыкальные интересы Саши. Первым опытом сочинения музыки семнадцатилетним юношей явилась фантазия для фортепьяно  на две казахские народные мелодии. В 1923 г. он поступает в Казанский музыкальный техникум в класс фортепьяно. Одновременно руководит музыкальной частью Казанского театрального техникума и создает музыкальное оформление к ряду спектаклей учащихся. Именно в годы учебы в техникуме приобщается будущий композитор к татарской культуре. Он жадно интересуется народной музыкой, татарской поэзией и бытом народа. В этот период окончательно определяется его профессиональное будущее.
В 1928 г. он поступает учиться  в Московскую консерваторию.
Кроме того он работает музыкальным руководителем московского татарского рабочего театра, где создает музыкальное оформление пьес «Зәңгәр шәл» (Голубая шаль), «Казан сөлгесе» (Казанское полотенце), «Галиябану».
К началу 1934 г. судьба красноармейца забросила музыканта в Уфу, где после демобилизации развертывается его разносторонняя и прежде всего  музыкально-фольклористическая деятельность.
В 1937 г. он приехал в Казань. Его приезд совпал с важным событием в культурной жизни республики: создается Филармония с симфоническим оркестром, фольклорным кабинетом и Ансамблем песни и танца.
Одной из самых ярких, по-настоящему творческих работ явилась татарская пьеса для струнного квартета «Җырлыйммы» (Спеть ли), которая положила начало профессиональному творчеству композитора. Широкий успех этой пьесы во многом обусловил творческую судьбу молодого талантливого русского музыканта и вселил в него веру в свои созидательные силы.

– Ребята, у Ключарева очень много детских песен. Это такие песни как:

1.  «Ун чыпчык» (10 воробьев)
2. «Сара мәктәпкә бара» на сл. Б.Рахмат <Рисунок 2>
3. «Унган кыз Сара» на сл. Б.Рахмат
4. «Безнең дусларыбыз» на сл. М.Хусаина  <Рисунок 3>
5.  «Минем әби» <Рисунок 4>
6. «Сандугач-күгәрчен» <Рисунок 5>

– Ребята, на доске мы видим иллюстрации картин на эти песни, давайте рассмотрим, к каким  песням они относятся. Ответ детей.

– А теперь ребята давайте послушаем одну из этих песен в исполнении учащихся начальных классов.

Исполнение песни: «Ун чыпчык », «Минем әби».

5. Слово второму ученику: Творческая работа А.С.Ключарева. Ключарев после А.А. Эйхенвальда возглавляет работу фольклорного кабинета и вскоре совместно с В.Винаградовым, М.Садри создает первый сборник татарских народных песен, он создал свой стиль обработки татарской народной песни, на котором учились многие его последователи.
Прекрасное ощущение фольклорного жанра особенно отчетливо проявилось в многочисленных танцевальных номерах Ансамбля и получило блестящее воплощение в балете «Горная быль» и инструментальной музыке композитора.
Фольклористическая работа для Ключарева не была лишь этапом на пути к творчеству, а сопровождала его на протяжении всей жизни. Изданный под его редакцией 2-й сборник татарских народных песен открыл многие ранее неизвестные типы музыкального фольклора (напевы сибирских татар, рукописные фонды Г.Еникеева, Г.Сайфуллина и др.)
Глубокое постижение татарской музыки нашло  свое отражение в его блестящих концертных импровизациях в ансамбле со скрипачом-композитором З.Хабибуллиным, в его искусстве концертмейстера-аккомпаниатора в фольклорном репертуаре.
Значительную часть творческого наследия композитора составляет инструментальная музыка. Хорошо известные ярко образные пьесы «Шурале», «Токката», «Юмореска» и т.д.
Этапным произведением татарской симфонической музыки является – симфония «Волжская», написанная в 1955 г. В своей симфонии он воспел дружбу народов живущих на берегах великой реки, их радости, печали.
Продолжением темы симфонии явилась «Сюита на темы народов Поволжья», в 1963 г. для струнного оркестра, которая состоит из 5 частей.
Поставка оперы Сайдашева-Ключарева «Наемщик».
Основные сочинения – это Симфоническая сюита «Галиябану» (1933), Татарская сюита для симфонического оркестра (1945); балет «Горная быль» (1950); Симфония «Волжская» (1955); Башкирская сюита для симфонического оркестра (1955). Обработка народных песен, песни и романсы, детские песни и т.д.
За свое творчество композитор удостоен почетных званий: заслуженный деятель искусства ТАССР (1939), народного артиста ТАССР (1964), заслуженный деятель искусства РСФСР (1969). А.С.Ключарев – лауреат Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (1970).

Прослушивание произведения А.С.Ключарева «Сандугач-күгәрчен» и «Тәфтиләү». (Магнитофонная запись).

– Ребята, а теперь послушаем фантазию на тему татарских народных песен: «Сандугач-күгәрчен», «Тәфтиләү».
Эти песни разного характера.
Ребята Вам нужно определить темп, характер, динамику и в исполнении какого оркестра звучат эти песни. Прежде чем приступить к прослушиванию этих песен я Вам спою песню «Сандугач-күгәрчен» (Приложение 3), чтобы у вас была возможность сравнить эти песни. Еще несколько слов о фантазии.
Ребята каждый из нас любит фантазировать.
Слово фантазия немножко музыкальное. Здесь композитор дает волю своей фантазии. Тема остается, а композитор по-своему украшает, импровизирует.
Всем все понятно?
– Можно слушать.

Ответ учеников.

1. Песня «Сандугач-күгәрчен» веселого характера, темп быстрый и звучит в исполнении оркестра русских народных инструментов. Какие инструменты ведут тему? Балалайки, домры примы, басовые инструменты, ударный инструмент коробка.

2. Песня «Тәфтиләү» – протяжная, в медленном темпе, в исполнении оркестра русских народных инструментов. Здесь слышна игра на гуслях, домрах и баяне.

6. Физминутка. «Буги-вуги»

– Теперь, ребята, давайте отдохнем. Встали красиво, станцуем «Буги-вуги».

– Ребята, на том уроке мы с вами начали разучивать песню «Безнең дусларыбыз» (сл. М.Хусаина, муз. Ключарева).

7. Распевка

– Прежде чем приступить к разучиванию – давайте согреем наши голоса.

Вокально-певческая постановка корпуса «Петь приятно и удобно» (Приложение 4)

Учитель:

Если хочешь сидя петь,
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.

Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел,
Руки, плечи – всё свободно,
Петь приятно и удобно.

– Сели правильно. При пении правильно берите дыхание и правильно округленно пойте  гласные. Поем  С-dur называя ноты, на слог « лё», «ли», на гл. а, о, и, упражнении по книге.
Для выработки ясной, четкой дикции споем шутку-прибаутку:
Ма-ма, мэ-мэ, ми-мо-му – 2 теленка на лугу и т.д.

Разучивание песни «Безнең дусларыбыз» (Приложение 5)

– Продолжим разучивание песни «Безнең дусларыбыз».

Слово ученика о содержании. О чем поется в песне.

8. Итог урока

– Мы сегодня с вами познакомились с творчеством и жизнедеятельностью композитора А.С.Ключарева, с его произведениями. Кто активно участвовал на уроке всем «5».

9. Домашнее задание: Выучить слова песни «Безнең дусларыбыз». Знать биографию композитора.

– Ребята вы здесь видите выставку книг, каждый желающий глубже узнать творчество Ключарева можете подойти посмотреть, прочитать эти книги.