Отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире все большую тревогу специалистов вызывает тенденция к его ухудшению. Без сомнения, Россия является одной из тех стран, где ухудшение состояния здоровья населения приобрело катастрофический характер. Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому. Поэтому охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей не только потому, что определяет качество жизни ребенка, но и в силу того, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском и подростковом возрасте. Отмечаемые в последние годы неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, если не принимать определенные меры, в дальнейшем могут нанести огромный социальный и экономический ущерб, отрицательно сказаться на продолжительности жизни в стране.
В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86% учащихся 1 класса. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. В связи с этим возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особенно актуальным.
Анализ заболеваний учащихся класса показал ведущие формы имеющейся патологии:
1 место – нарушение осанки -28%
2 место – заболевание органов дыхания -24%
3 место – заболевание стопы - 20%
4 место – заболевание органов зрения -12%
5 место – нервно-психические расстройства -8%
В контексте рассматриваемой проблемы созданная программа призвана решать задачи укрепления здоровья школьников.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Предметом исследования, а так же целью данной программы является:
- поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья (психического, физического, социального) учащихся, создание наиболее благоприятных условий для улучшения состояния здоровья детей;
- формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих;
- развитие основных навыков личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания и принятия самостоятельного решения в различных ситуациях, касающихся здоровья.
Реализацию выдвинутых целей позволяют решать следующие задачи программы “Будь здоров”:
- формировать элементарные представления о строении тела человека и функциях основных органов и систем;
- давать знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья;
- развивать представления о взаимосвязи человека с окружающей средой.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
- В программе представлены необходимые условия для формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с самого раннего возраста.
- Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.
- Содержание программы помогает учителю учить детей самим заботиться о своём здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.
- Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ
- Принцип природосообразности.
Принимать ребенка, таким, каков он есть.
- Принцип целостности учебно-воспитательного
процесса.
- Принцип сотрудничества. Работа строится на
отношениях партнёрства, уважения, доверия.
- Личностно-ориентированный подход. Уважение
личности ребенка, его индивидуальности, бережное
отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ, ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- кабинет;
- актовый зал;
- в теплое время года бассейн, в холодное каток;
- стадион;
- тренажерный зал;
- спортивный зал и спортивный инвентарь;
- спортивные школы, секции, танцы;
- зеленая зона школы;
- технические средства: телевизор,
видеомагнитофон, магнитофон, компьютер;
- в летнее время пришкольный лагерь, профильные
смены, детская площадка.
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа “Будь здоров” основывается на принципах учета ведущих форм патологий учащихся:
- отклонения в состоянии опорно-двигательной системы: страдают 48% учащихся.
- заболевание органов дыхания: страдают 24% учащихся.
- нарушение зрения: страдают 12% учащихся.
- нервно-психическими расстройствами: страдают 8% учащихся.ПРОГРАММА “БУДЬ ЗДОРОВ” ВКЛЮЧАЕТ 5 НАПРАВЛЕНИЙ:
- Профилактика заболеваний.
- Охрана жизни и здоровья учащихся.
- Спортивно- оздоровительная работа.
- Организация работы “Школа здоровья”.
- Исследовательская работа. Мониторинг.
1) Профилактика заболеваний
- Мероприятия по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы:
- Профилактика заболеваний органов дыхания:
- Профилактика нарушений зрения:
- Обще-оздоровительные мероприятия:
- проведение физкультурных пауз;
- организация зарядки, динамические перемены;
- организация подвижных, двигательно-речевых,
творческих игр;
- соблюдение гигиенических нормативов школьной
мебели;
- постоянный контроль за осанкой учащихся.
- динамические перемены;
- дыхательные гимнастики;
- танцевальные и ритмические минутки.
- проведение гимнастики для глаз;
- контроль за естественным и искусственным
освещением кабинета;
- уменьшение зрительной нагрузки путем
чередования письменных и устных заданий;
- соблюдений принципа рассаживание учащихся.
- проведение профилактических
прививок;
- проведение специализированных медицинских
осмотров;
- витаминизация пищи;
- профилактика антиструмином;
- соблюдение режима питания;
- строгое соблюдение санитарно-гигиенического
режима: проветривание, влажная уборка;
- проведение работы по профилактике вредных
привычек;
- оздоровление детей с хроническими
заболеваниями;
- проведение карантинных мероприятий в период
карантина.
2) Охрана жизни и здоровья учащихся:
- пополнение аптечки в кабинете;
- соблюдение правил пожарной безопасности;
- соблюдение техники безопасности в кабинете,
спортивном зале, на свежем воздухе;
- своевременный ремонт осветительной системы,
мебели, школьного оборудования;
- ведение просветительной работы среди учащихся
и родителей;
- ведение листов здоровья в классных журналах с
рекомендациями для учителей и ведение “Дневника
здоровья” каждым учащимся;
- своевременное утепление школы.
3) Спортивно-оздоровительная работа:
- работа спортивных секций и клубов;
- проведение спортивных соревнований в школе;
- участие в городских соревнованиях по всем видам
спорта;
- проведение дней Здоровья;
- проведение месячника спортивно-массовой
работы;
- проведение недели безопасности дорожного
движения;
- проведение недели “Школа без табака и
наркотиков”
- проведение операции “Здоровье”
4) Организация “Школы здоровья”
- просветительная работа для
родителей;
- проведение лекций, бесед, встреч с врачами –
специалистами;
- проведение “Уроков Мойдодыра”, “Уроков
Айболита”, “Правил на всю жизнь”, “Уроков
Знайки”, “Половое воспитание”, “Физическое
воспитание”.
5) Исследовательская работа. Мониторинг.
Подведение итогов спортивных зачетов, школьных и городских соревнований. Анкетирование. Анализ заболеваний учащихся по итогам медицинских осмотров.
В СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ:
1. Психологический настрой на деятельность реализуется через игру “Здравствуйте!”
2. Работа с телом (в зависимости от состояния детей):
- если очень возбуждены, то может быть предложена дыхательная гимнастика;
- если очень утомлены, то самомассаж для снятия усталости, физкультурные паузы, динамические перемены;
- если утрачены жизненные силы, то используются гимнастики для улучшения общего кровоснабжения;
- если у детей мышечная усталость, то проводятся упражнения для перераспределения мышечного напряжения; подвижные игры, танцевальные упражнения, ритмические упражнения;
- если умственная усталость, то проводятся упражнения для насыщения головного мозга энергией, дидактические игры с движениями, двигательные действия и задания, развивающие игры;
- Рефлексия в разнообразных формах (словесная, изорефлексия, театральная, танцевальная и т.д.)
- Церемония прощания (посыл добрых пожеланий друг другу, близким людям, природе)
Структуру, естественно, можно выстраивать и в другой логике, важно усвоить одну мысль: эти мероприятия не должны быть скучными, неподвижными, книжными.
Внеклассные занятия, при необходимости, могут проводиться в классной комнате, спортивном зале, на свежем воздухе и т.д.
Программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс.
Реализация программы рассчитана на 4 года.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ “БУДЬ ЗДОРОВ”.
О благоприятном завершении оздоровления в младшем школьном возрасте можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе (во всяком случае, он идёт туда не со страхом и отвращением.)