Воспитательная программа "Будь здоров" для учащихся 1–4-х классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире все большую тревогу специалистов вызывает тенденция к его ухудшению. Без сомнения, Россия является одной из тех стран, где ухудшение состояния здоровья населения приобрело катастрофический характер. Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому. Поэтому охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей не только потому, что определяет качество жизни ребенка, но и в силу того, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском и подростковом возрасте. Отмечаемые в последние годы неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, если не принимать определенные меры, в дальнейшем могут нанести огромный социальный и экономический ущерб, отрицательно сказаться на продолжительности жизни в стране.

В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86% учащихся 1 класса. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. В связи с этим возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особенно актуальным.

Анализ заболеваний учащихся класса показал ведущие формы имеющейся патологии:

1 место – нарушение осанки -28%
2 место – заболевание органов дыхания -24%
3 место – заболевание стопы - 20%
4 место – заболевание органов зрения -12%
5 место – нервно-психические расстройства -8%

В контексте рассматриваемой проблемы созданная программа призвана решать задачи укрепления здоровья школьников.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Предметом исследования, а так же целью данной программы является:

- поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья (психического, физического, социального) учащихся, создание наиболее благоприятных условий для улучшения состояния здоровья детей;
- формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих;
- развитие основных навыков личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания и принятия самостоятельного решения в различных ситуациях, касающихся здоровья.

Реализацию выдвинутых целей позволяют решать следующие задачи программы “Будь здоров”:

- формировать элементарные представления о строении тела человека и функциях основных органов и систем;
- давать знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья;
- развивать представления о взаимосвязи человека с окружающей средой.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

- В программе представлены необходимые условия для формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с самого раннего возраста.
- Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.
- Содержание программы помогает учителю учить детей самим заботиться о своём здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.
- Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

- Принцип природосообразности. Принимать ребенка, таким, каков он есть.
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
- Личностно-ориентированный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ, ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

- кабинет;
- актовый зал;
- в теплое время года бассейн, в холодное каток;
- стадион;
- тренажерный зал;
- спортивный зал и спортивный инвентарь;
- спортивные школы, секции, танцы;
- зеленая зона школы;
- технические средства: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, компьютер;
- в летнее время пришкольный лагерь, профильные смены, детская площадка.

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа “Будь здоров” основывается на принципах учета ведущих форм патологий учащихся:

- отклонения в состоянии опорно-двигательной системы: страдают 48% учащихся.
- заболевание органов дыхания: страдают 24% учащихся.
- нарушение зрения: страдают 12% учащихся.
- нервно-психическими расстройствами: страдают 8% учащихся.

ПРОГРАММА “БУДЬ ЗДОРОВ” ВКЛЮЧАЕТ 5 НАПРАВЛЕНИЙ:

  1. Профилактика заболеваний.
  2. Охрана жизни и здоровья учащихся.
  3. Спортивно- оздоровительная работа.
  4. Организация работы “Школа здоровья”.
  5. Исследовательская работа. Мониторинг.

1) Профилактика заболеваний

    1. Мероприятия по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы:
    2. - проведение физкультурных пауз;
      - организация зарядки, динамические перемены;
      - организация подвижных, двигательно-речевых, творческих игр;
      - соблюдение гигиенических нормативов школьной мебели;
      - постоянный контроль за осанкой учащихся.

    3. Профилактика заболеваний органов дыхания:
    4. - динамические перемены;
      - дыхательные гимнастики;
      - танцевальные и ритмические минутки.

    5. Профилактика нарушений зрения:
    6. - проведение гимнастики для глаз;
      - контроль за естественным и искусственным освещением кабинета;
      - уменьшение зрительной нагрузки путем чередования письменных и устных заданий;
      - соблюдений принципа рассаживание учащихся.

    7. Обще-оздоровительные мероприятия:
    8. - проведение профилактических прививок;
      - проведение специализированных медицинских осмотров;
      - витаминизация пищи;
      - профилактика антиструмином;
      - соблюдение режима питания;
      - строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима: проветривание, влажная уборка;
      - проведение работы по профилактике вредных привычек;
      - оздоровление детей с хроническими заболеваниями;
      - проведение карантинных мероприятий в период карантина.

2) Охрана жизни и здоровья учащихся:

    - пополнение аптечки в кабинете;
    - соблюдение правил пожарной безопасности;
    - соблюдение техники безопасности в кабинете, спортивном зале, на свежем воздухе;
    - своевременный ремонт осветительной системы, мебели, школьного оборудования;
    - ведение просветительной работы среди учащихся и родителей;
    - ведение листов здоровья в классных журналах с рекомендациями для учителей и ведение “Дневника здоровья” каждым учащимся;
    - своевременное утепление школы.

3) Спортивно-оздоровительная работа:

    - работа спортивных секций и клубов;
    - проведение спортивных соревнований в школе;
    - участие в городских соревнованиях по всем видам спорта;
    - проведение дней Здоровья;
    - проведение месячника спортивно-массовой работы;
    - проведение недели безопасности дорожного движения;
    - проведение недели “Школа без табака и наркотиков”
    - проведение операции “Здоровье”

4) Организация “Школы здоровья”

    - просветительная работа для родителей;
    - проведение лекций, бесед, встреч с врачами – специалистами;
    - проведение “Уроков Мойдодыра”, “Уроков Айболита”, “Правил на всю жизнь”, “Уроков Знайки”, “Половое воспитание”, “Физическое воспитание”.

5) Исследовательская работа. Мониторинг.

Подведение итогов спортивных зачетов, школьных и городских соревнований. Анкетирование. Анализ заболеваний учащихся по итогам медицинских осмотров.

В СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ:

1. Психологический настрой на деятельность реализуется через игру “Здравствуйте!”

2. Работа с телом (в зависимости от состояния детей):

  • если очень возбуждены, то может быть предложена дыхательная гимнастика;
  • если очень утомлены, то самомассаж для снятия усталости, физкультурные паузы, динамические перемены;
  • если утрачены жизненные силы, то используются гимнастики для улучшения общего кровоснабжения;
  • если у детей мышечная усталость, то проводятся упражнения для перераспределения мышечного напряжения; подвижные игры, танцевальные упражнения, ритмические упражнения;
  • если умственная усталость, то проводятся упражнения для насыщения головного мозга энергией, дидактические игры с движениями, двигательные действия и задания, развивающие игры;
  • Рефлексия в разнообразных формах (словесная, изорефлексия, театральная, танцевальная и т.д.)
  • Церемония прощания (посыл добрых пожеланий друг другу, близким людям, природе)

Структуру, естественно, можно выстраивать и в другой логике, важно усвоить одну мысль: эти мероприятия не должны быть скучными, неподвижными, книжными.

Внеклассные занятия, при необходимости, могут проводиться в классной комнате, спортивном зале, на свежем воздухе и т.д.

Программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс.

Реализация программы рассчитана на 4 года.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ “БУДЬ ЗДОРОВ”.

  1. Снизился показатель сезонных заболеваний на 9%.
  2. Возросла посещаемость детьми занятий на 90%.
  3. Вырос уровень познавательной активности на 18%.
  4. Вырос уровень мотивации учебной деятельности на 9%.
  5. Снизился уровень тревожности на 14%.
  6. Возросли показатели физического развития на 9%.
  7. Наблюдается последовательное продвижение детей в учебном процессе.

О благоприятном завершении оздоровления в младшем школьном возрасте можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе (во всяком случае, он идёт туда не со страхом и отвращением.)