Актуальность программы:
Одной из важных проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей. Как это делать в условиях, когда уже сейчас приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия как “патриотизм”, “демократия”; когда утеряно всякое уважение к органам государственной власти. В связи с этим заниматься гражданским воспитанием учащихся достаточно трудно. Трудно еще и потому, что в стране отсутствует какая-либо позитивная идеология или четко сформулированная национальная идея.
Но именно сегодня Россия нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Поэтому задача, прежде всего, педагога – начать процесс воспитания таких граждан.
Для этого необходимо привить:
-
любовь к Родине;
-
чувство гражданского долга.
Их надо научить умению, как, каждодневно являясь объектом манипуляции политики, остаться субъектом политического процесса.
Поэтому первой ступенью на этом пути может и должно стать школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания. Начинать работу надо с небольших тематических уроков. Но этого мало. Необходимо вовлечь ребят в сам процесс игры, т.е. дать им возможность сделать выбор самим.
Цель:
-
Подготовка детей к жизни в гражданском обществе;
-
формирование активной жизненной позиции нового поколения граждан России;
-
функциональное развитие основ детского самоуправления.
Задачи:
-
Создать органы самоуправления, для обеспечения демократизации учебного процесса;
-
Создать условия, в которых ученик овладевает умением выбирать в различных жизненных ситуациях, ответственно принимать решения об отказе и предпочтениях, последствиях своего выбора;
-
Формировать коммуникативные навыки и выстраивание партнерских отношений;
-
Развивать индивидуальные творческие способности.
Ожидаемый результат:
-
Самостоятельность детей в выборе своей школьной позиции;
-
Создание детского самоуправления в классе;
-
Раскрыть каждого ребенка.
Содержание программы:
1 этап
Учебно-деловая игра “Выборы президента и кабинета министров”.
Цели игры:
-
Актуализация знаний учащихся в вопросе избирательного права.
-
Обучение учащихся моделям поведения, присущим демократическому обществу.
Задачи:
-
Способствовать формированию у учащихся политической культуры.
-
Развивать самостоятельное творческое мышление.
-
Сформировать у учащихся навыки участия в избирательном процессе.
-
Привлечь учащихся к решению проблем классного самоуправления.
-
Способствовать умению думать за себя, выбирать себе лидеров, отстаивать свою точку зрения.
-
Способствовать сотрудничеству школьников и взрослых, распределению среди них разных ролей, помещение их в незнакомые условия аккумулирование новых навыков.
Ожидаемый результат:
Совет класса.
Оборудование:
-
Печатные материалы для участников игры (плакаты, пособия, сборники законов, схемы).
-
Оформленный уголок для избирательного участка.
-
Бюллетени для голосования.
-
Протоколы результатов выборов.
-
Списки избирателей.
-
Государственные символы, символы школы, агитационные плакаты.
Участники:
Учащиеся 3 “А” класса, в качестве членов избирательной комиссии – учащиеся 7 “А”, 11 классов.
Роли:
-
Председатель избирательной комиссии – классный руководитель Казакова Наталья Викторовна, учитель начальных классов.
-
Секретарь и члены избирательной комиссии – учащиеся 7 “А”, 11 классов.
-
Наблюдатели – учащиеся 7 “Б” класса.
-
Кандидаты в президенты и кандидаты в министры.
-
Избиратели – учащиеся 3 “А” класса.
Ход игры:
1. Организационный момент:
Время проведения: с 4 сентября по 24 сентября 2006 г.
-
Знакомство с ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ”.
-
Регистрация участников: сначала выдвигаются кандидаты, а затем собираются подписи.
-
Составление предвыборных программ кандидатов, плакатов, лозунгов.
-
Оформление стенда “Выборы президента класса и министров”.
-
Составление списков избирателей.
2. Предвыборная кампания:
Время проведения: с 25 сентября по 19 октября 2006 г.
Представление кандидатами предвыборных программ, листовок (во время группы продленного дня по 5 минут каждый).
3. Голосование:
20 октября 2006г. с 10.00 до 11.00
-
Председатель констатирует членов избиркома о процедуре голосования с 9.45 до 10.00
-
В 10.00 все участники голосования приглашаются на избирательный участок.
-
Происходит сама процедура голосования (соблюдаются правила голосования).
-
Подсчет голосов и утверждение итогов осуществляется с 11.00 до 12.00, результаты объявляются 20 октября 2006 г.
Содержание:
-
Вскрытие урны.
-
Подсчет голосов.
-
Подведение итогов выборов.
-
Объявление итогов, предоставление слова председателю, Президенту класса.
-
Оформление стенда “Итоги выборов”.
2 этап
“Страна нашей мечты”
Схема самоуправления страны:
Президент
Органы самоуправления:
Министр образования
Министр здравоохранения
Министр экологии
Министр физкультуры и спорта
Министр закона и порядка
Министр культуры
Министр информации
Остальные ребята класса распределяются по желанию в помощники к министрам.
Работа страны реализуется по следующим направлениям:
-
правовое (город “Правознайка”)
-
этическое (город “Красота сердца”)
-
патриотическое (город “Патриотов”)
-
экологическое (город “Зеленоград”)
-
здоровьесбережение (город “Здоровячок”)
Мэры городов вожатые 7 “А” класса.
Основная форма деятельности в городах – ИГРА.
Игры подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, познавательные, дидактические, интеллектуально-развивающие, ролевые, имитационные.
Игра-это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения.
Главное назначение игры – нести детям радость.
Тематика работы:
Город “Правознайка”
* Изучение:
Конституции РФ
Конвенции о правах ребенка
Декларации прав человека
Закона об образовании
-
Кл. час (с использованием ИКТ) “Ваши права”
-
Город “Красота сердца”
-
Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”
-
Изучение правил поведения
-
Устный журнал “Хорошие манеры в картинках и примерах”
-
“Я и Мы” – беседа
-
Утренник “Новый год с домовенком Кузей”
-
Месячник добра
-
Конкурс рисунков “Мы делаем добро”
Город “Патриотов”
-
Игра “Путешествие по станциям истории нашей Родины”
-
Ежемесячный конкурс “Лучший ученик класса”
-
Утренник “Деревенские посиделки”
-
Изучение символов России, республики, школы
-
РНК изучение истории Хакасии
-
Кл. час “Тепло отчего дома”
Город “Зеленоград”
-
Эко-акция “Желтый лист”, “Кормушка”, “Семечко”, “Самый зеленый класс”
-
Конкурс рисунков “Природа – наш дом!”
-
Кл. час “Землянам – чистую планету”
-
День Птиц “Прилетайте к нам милые птахи”
-
День Земли
-
КВН “Осенний винегрет”
-
Защита работ “Путешествие с комнатными растениями”
-
Утренник “Весенняя капель”
Город “Здоровячок”
-
Конкурс рисунков “Мы за здоровый образ жизни”
-
День Здоровья
-
“Мама, папа, я – спортивная семья”
-
Ежедневные минутки здоровья
-
“Рыцарский турнир”
-
Игра “Как стать нехворайкой”
3 этап
Рефлексия
– Чему я научился, какой опыт приобрел?
– Какую бы себе поставил оценку?
– Какое чувство испытываешь по окончании работы?
(Подведение итогов работы Президента и кабинета министров на последнем классном часе).
Проведение итогового мероприятия “Путешествие по городам знаний”.
Механизмы реализации
В течение всего учебного года ребенок учится вырабатывать необходимые как сегодня, так и в будущей жизни, коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества.