Авторская программа воспитательной работы "Страна нашей мечты"

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность программы:

Одной из важных проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей. Как это делать в условиях, когда уже сейчас приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия как “патриотизм”, “демократия”; когда утеряно всякое уважение к органам государственной власти. В связи с этим заниматься гражданским воспитанием учащихся достаточно трудно. Трудно еще и потому, что в стране отсутствует какая-либо позитивная идеология или четко сформулированная национальная идея.

Но именно сегодня Россия нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Поэтому задача, прежде всего, педагога  – начать процесс воспитания таких граждан.

Для этого необходимо привить:

  • любовь к Родине;

  • чувство гражданского долга.

Их надо научить умению, как, каждодневно являясь объектом манипуляции политики, остаться субъектом политического процесса.

Поэтому первой ступенью на этом пути может и должно стать школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания. Начинать работу надо с небольших тематических уроков. Но этого мало. Необходимо вовлечь ребят в сам процесс игры, т.е. дать им возможность сделать выбор самим.

Цель:

  • Подготовка детей к жизни в гражданском обществе;

  • формирование активной жизненной позиции нового поколения граждан России;

  • функциональное развитие основ детского самоуправления.

Задачи:

  • Создать органы самоуправления, для обеспечения демократизации учебного процесса;

  • Создать условия, в которых ученик овладевает умением выбирать в различных жизненных ситуациях, ответственно принимать решения об отказе и предпочтениях, последствиях своего выбора;

  • Формировать коммуникативные навыки и выстраивание партнерских отношений;

  • Развивать индивидуальные творческие способности.

Ожидаемый результат:

  • Самостоятельность детей в выборе своей школьной позиции;

  • Создание детского самоуправления в классе;

  • Раскрыть каждого ребенка.

Содержание программы:

1 этап

Учебно-деловая игра “Выборы президента и кабинета министров”.

Цели игры:

  1. Актуализация знаний учащихся в вопросе избирательного права.

  2. Обучение учащихся моделям поведения, присущим демократическому обществу.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у учащихся политической культуры.

  2. Развивать самостоятельное творческое мышление.

  3. Сформировать у учащихся навыки участия в избирательном процессе.

  4. Привлечь учащихся к решению проблем классного самоуправления.

  5. Способствовать умению думать за себя, выбирать себе лидеров, отстаивать свою точку зрения.

  6. Способствовать сотрудничеству школьников и взрослых, распределению среди них разных ролей, помещение их в незнакомые условия аккумулирование новых навыков.

Ожидаемый результат:

Совет класса.

Оборудование:

  1. Печатные материалы для участников игры (плакаты, пособия, сборники законов, схемы).

  2. Оформленный уголок для избирательного участка.

  3. Бюллетени для голосования.

  4. Протоколы результатов выборов.

  5. Списки избирателей.

  6. Государственные символы, символы школы, агитационные плакаты.

Участники:

Учащиеся 3 “А” класса, в качестве членов избирательной комиссии – учащиеся 7 “А”, 11 классов.

Роли:

  1. Председатель избирательной комиссии – классный руководитель Казакова Наталья Викторовна, учитель начальных классов.

  2. Секретарь и члены избирательной комиссии – учащиеся 7 “А”, 11 классов.

  3. Наблюдатели – учащиеся 7 “Б” класса.

  4. Кандидаты в президенты и кандидаты в министры.

  5. Избиратели – учащиеся 3 “А” класса.

Ход игры:

1. Организационный момент:

Время проведения: с 4 сентября по 24 сентября 2006 г.

  • Знакомство с ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ”.

  • Регистрация участников: сначала выдвигаются кандидаты, а затем собираются подписи.

  • Составление предвыборных программ кандидатов, плакатов, лозунгов.

  • Оформление стенда “Выборы президента класса и министров”.

  • Составление списков избирателей.

2. Предвыборная кампания:

Время проведения: с 25 сентября по 19 октября 2006 г.

Представление кандидатами предвыборных программ, листовок (во время группы продленного дня по 5 минут каждый).

3. Голосование:

20 октября 2006г. с 10.00 до 11.00

  • Председатель констатирует членов избиркома о процедуре голосования с 9.45 до 10.00

  • В 10.00 все участники голосования приглашаются на избирательный участок.

  • Происходит сама процедура голосования (соблюдаются правила голосования).

  • Подсчет голосов и утверждение итогов осуществляется с 11.00 до 12.00, результаты объявляются 20 октября 2006 г.

Содержание:

  1. Вскрытие урны.

  2. Подсчет голосов.

  3. Подведение итогов выборов.

  4. Объявление итогов, предоставление слова председателю, Президенту класса.

  5. Оформление стенда “Итоги выборов”.

2 этап

“Страна нашей мечты”

Схема самоуправления страны:

Президент

Органы самоуправления:

Министр образования

Министр здравоохранения

Министр экологии

Министр физкультуры и спорта

Министр закона и порядка

Министр культуры

Министр информации

Остальные ребята класса распределяются по желанию в помощники к министрам.

Работа страны реализуется по следующим направлениям:

  • правовое (город “Правознайка”)

  • этическое (город “Красота сердца”)

  • патриотическое (город “Патриотов”)

  • экологическое (город “Зеленоград”)

  • здоровьесбережение (город “Здоровячок”)

Мэры городов вожатые 7 “А” класса.

Основная форма деятельности в городах – ИГРА.

Игры подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, познавательные, дидактические, интеллектуально-развивающие, ролевые, имитационные.

Игра-это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения.

Главное назначение игры – нести детям радость.

Тематика работы:

Город “Правознайка”

* Изучение:

Конституции РФ
Конвенции о правах ребенка
Декларации прав человека
Закона об образовании

  • Кл. час (с использованием ИКТ) “Ваши права”

  • Город “Красота сердца”

  • Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”

  • Изучение правил поведения

  • Устный журнал “Хорошие манеры в картинках и примерах”

  • “Я и Мы” – беседа

  • Утренник “Новый год с домовенком Кузей”

  • Месячник добра

  • Конкурс рисунков “Мы делаем добро”

Город “Патриотов”

  • Игра “Путешествие по станциям истории нашей Родины”

  • Ежемесячный конкурс “Лучший ученик класса”

  • Утренник “Деревенские посиделки”

  • Изучение символов России, республики, школы

  • РНК изучение истории Хакасии

  • Кл. час “Тепло отчего дома”

Город “Зеленоград”

  • Эко-акция “Желтый лист”, “Кормушка”, “Семечко”, “Самый зеленый класс”

  • Конкурс рисунков “Природа – наш дом!”

  • Кл. час “Землянам – чистую планету”

  • День Птиц “Прилетайте к нам милые птахи”

  • День Земли

  • КВН “Осенний винегрет”

  • Защита работ “Путешествие с комнатными растениями”

  • Утренник “Весенняя капель”

Город “Здоровячок”

  • Конкурс рисунков “Мы за здоровый образ жизни”

  • День Здоровья

  • “Мама, папа, я – спортивная семья”

  • Ежедневные минутки здоровья

  • “Рыцарский турнир”

  • Игра “Как стать нехворайкой”

3 этап

Рефлексия

– Чему я научился, какой опыт приобрел?

– Какую бы себе поставил оценку?

– Какое чувство испытываешь по окончании работы?

(Подведение итогов работы Президента и кабинета министров на последнем классном часе).

Проведение итогового мероприятия “Путешествие по городам знаний”.

Механизмы реализации

В течение всего учебного года ребенок учится вырабатывать необходимые как сегодня, так и в будущей жизни, коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества.