Цель: сформировать у учащихся представление о разнообразии видов рельефа Африки.
Задачи: изучить тектоническое строение материка Африка; взаимосвязь рельефа и полезных ископаемых Африки. Продолжить развивать умение работать с географической картой, дополнительной информацией.
Тип урока: комбинированный
Методы: поисковый, исследовательский, использование информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование: тектоническая и физическая карта Африки, раздаточный материал, атлас 7 кл., проектор, экран.
Ход урока
I.Организационный момент. Сообщение темы и задач урока (учащиеся сами называют).
II. Изучение нового материала.
1. Урок начинается с анализа карты строения земной коры. Анализ тектонической карты ученики делают по плану, предложенному учителем (раздаточный материал):
1.На скольких литосферных плитах находится материк? Название плиты запишите к себе в тетрадь. (карта стр.4-5) (африканская)
2.Есть ли районы столкновения с другими плитами? Если есть, то где, и какие процессы происходят при столкновении? (африканская и евразиатская плиты).
3. Горы какого возраста расположены на материке? (древние горы: Капские и Драконовы; молодые горы: Атлас.)
4. В каком направлении и с какой скоростью движется плита? (плита движется на северо-восток, со скоростью 1,9 см/год).
2.Далее проводится сравнение тектонической и физической карт.
- В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка? (равнины располагаются на платформах, а горы – в районах складчатостей)
- Вспомните изученные формы рельефа суши и составьте схему в тетрадях.
(для этой работы на доске или на экране заготовлены подписанные, но перевернутые карточки) презентация для урока.
Динамическая пауза (покажите с помощью рук формы рельефа).
3.Давайте сейчас познакомимся с различными формами рельефа Африки, используя приготовленные вами сообщения и презентации. По ходу этой работы с помощью физической карты Африки рассмотрите распространенные полезные ископаемые на данных территориях. (Примеры готовых презентаций даны в приложении 1, 2, 3, 4)
- Работа по описанию форм рельефа еще не окончена, прошу вас к следующему уроку расширить подобранный материал по следующему плану ( стр.411 в учебнике):
1)Определите, какие карты необходимы для описания.
2)В какой части материка находится форма рельефа?
3)В каком направлении тянется?
4)Каковы приблизительно размеры?
5)Каковы максимальная и преобладающие высоты?
6)Если можно, выясните, каково происхождение формы рельефа?
4.Теперь составим полное описание рельефа материка и оформим его в наших тетрадях или в виде презентаций. План описания рельефа материка приведен в учебнике на странице 411.
III. Закрепление.
Выполните практическую работу. Подпишите на контурной карте формы рельефа и полезные ископаемые, которые мы сегодня на уроке изучили.
IV. Подведение итогов, выставление оценок, рефлексия.
V. Д/з. прочитать стр.121 -123. Продолжить составление презентаций “Формы рельефа Африки”, “Рельеф Африки”.