ИКТ как средство формирования мотивации обучения физике

Разделы: Физика


Формирование мотивации учения немыслимо у “ученика вообще”, вне возраста и его специфических психологических характеристик. Поэтому, планируя работу по формированию мотивации обучения необходимо учитывать возрастные особенности школьников, выяснить – каковы задачи воспитания мотивации именно в данном конкретном возрасте, какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста, чтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития его личности. Учитывая все выше сказанное, и осуществляется выбор форм современного обучения.

Сейчас уже никого не удивишь наличием компьютера и интернета дома. Учащиеся могут добывать знания самостоятельно, используя многочисленные интерактивные курсы по различным предметам. Очевидно, что традиционные педагогические технологии потеряли былую привлекательность для учащихся и все в меньшей степени будут привлекать в дальнейшем, что неизбежно приводит к переоценке приемов и методов, используемых учителем. Как же в этих новых условиях учителю организовать свою работу? Немаловажной становится задача заинтересовать ученика своим предметом, показать красоту и значимость его в современном обществе. Особенно это актуально, когда ребенок только начинает изучать данный предмет.

Обучение физике начинается в среднем школьном возрасте, который характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, усложняется материал школьных программ, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет благоприятную среду для применения современных педтехнологий, в первую очередь, информационных технологий. При изучении нового материала проводится комбинированный урок в форме беседы с использованием компьютерной презентации (Приложение 1). Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их освоению, а также позволяет эффективно использовать время на уроке. См. также видеофильм (Приложение 2). Уроки для семиклассников отличаются игровой и занимательной формой. Они направлены на создание устойчивого интереса к познавательной деятельности. Анимационные вставки (Приложение 3, приложение 4) дают возможность разнообразить материал, а урок сделать интересным.

Благоприятными особенностями мотивации учения в подростковом возрасте являются: “потребность во взрослости”, стремление к самостоятельности, расширение кругозора, возрастание определенности и устойчивости интересов. Главное содержание мотивации в этом возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности. Широкое поле деятельности дает лабораторная работа (Приложение 5) (в данной презентации “Измерение физических величин” дается гиперссылка на лабораторные работы из компьютерного курса “Дрофа” 7-й класс). Не секрет, что часто лабораторные работы превращаются в подобие автоматических действий строго по учебнику, с уже заданной целью работы и подобранным оборудованием. При таком подходе полностью исключается творческое развитие личности. А ведь лабораторные работы – это такая форма деятельности, которая опирается на естественную потребность ребенка познавать окружающий мир на основе личного опыта, собственных ощущений. И учитель должен выступать в роли консультанта, помощника, партнера. На мой взгляд целесообразно проводить лабораторные работы в два этапа: одна группа учащихся работает непосредственно с лабораторным оборудованием, другая группа проводит лабораторные исследования с помощью практических работ из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, компьютерного курса “Открытая физика”, “Дрофа” и т.д. Затем группы меняются местами. Такой характер проведения лабораторных работ дает возможность не только закрепить изученный материал дважды, но и провести самостоятельные исследования, выходящие за рамки программы, с помощью виртуальных лабораторий, что способствует формированию и развитию учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций. Систематическое использование различных компьютерных технологий на данном возрастном этапе позволяет мне не только представить теоретический материал по данным темам, но и заинтересовать ребят, активизировать познавательную деятельность, развивать практические умения учащихся, а, главное, формировать умение наблюдать физические явления, строить гипотезы и делать выводы, формирует умение планировать и проводить эксперименты самостоятельно.

В старшем школьном возрасте приобретение знаний становится делом жизненной важности для ученика, формируется стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации. Поэтому наряду с поддержанием интереса к предмету выдвигается задача предоставления молодому человеку широкого поля деятельности, способствующего его дальнейшему самоопределению. На первый план выходит задача формирования мотива самообразования, соответственно и выбора формы обучения. На этом этапе актуально применение самостоятельного изучения разделов и тем с помощью электронных учебников, презентаций учителя по отдельным темам, электронных практикумов решения задач, электронных тестов с целью проверки и закрепления знаний и т.д. В то же время большое значение приобретают ИТ как средство технологии проектного обучения или метода проектов (Приложение 6). Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, несет развивающую функцию, обеспечивает новое качество образования, личностно-ориентированный подход. Творческий характер заданий учащимся, совместная работа над проектами, самостоятельный поиск информации приближает форму образования к форме досуга, а досуг к образованию. Ученики в процессе творческой работы раскрывают связи между изучаемыми предметами и другими образовательными областями.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет не только сделать более интересным и красочным традиционный урок, не только использовать элементы исследовательской работы на лабораторных занятиях и в проектной деятельности, но и способствует формированию ключевых компетенций, которые обеспечивают успешную адаптацию выпускника школы к социальным и экономическим условиям в быстро меняющемся современном мире.

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что формирование мотивации обучения является важнейшей задачей на каждом возрастном этапе, решение которой возможно только в ходе включения школьников в активные виды деятельности. К окончанию школы у человека желательно сформировать мотив самообразования, на основе которого у молодого человека складывается потребность в непрерывном образовании и активной жизненной позиции.

Литература

  1. Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного образования. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.
  2. А.К.Маркова. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983.
  3. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В.Петровского. М., Просвещение,1979.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. – 2002.