Цели:
развитие интереса к географии, творческой активности;
систематизация географических знаний, умений, навыков, полученных при изучении тем “План местности”, “Географическая карта”, “Литосфера”, “Гидросфера”;
проверка приёмов и умений работать с картографическими пособиями, делать выводы и обобщения;
воспитание взаимоуважения, поддержки во время работы в команде.
Оборудование: на отдельных карточках распечатаны задания для команд, физическая карта полушарий, атласы, чистые листочки, фломастеры, письменные принадлежности.
Ход мероприятия:
1. Представление команд, девиз, эмблема
(Запись на доске в “Таблице итогов” названий команд.)
2. Ознакомление с правилами турнира:
У каждой команды есть общее название, а также каждый из ПЯТИ участников имеет на эмблеме свой номер. Задания турнира предполагают поочередное участие всей команды и каждого члена в отдельности по их номерам. Если какой-либо участник не справляется, то разрешается помощь команды. Но в этом случае баллы снижены.
Оценивает жюри. А также в помощь для проверки письменных командных заданий может быть создана группа из 2-3 человек (старшеклассники). Практически все задания оцениваются по 1баллу за ответ. Все результаты вносятся жюри в итоговую таблицу на доске по мере оценивания.
Во время командного выполнения задания, проводятся игры с болельщиками. За самых активных болельщиков можно добавить команде поощрительные баллы.
3. Турнир
1) Разминка (выходят игроки под № 1).
Назвать термины и дать их определения по теме “план и карта” по очереди до первой остановки.
2) Докажите неверность утверждения: (командное)
1. Карское море имеет солёность 42 промилле, а Красное море – 8–10 промилле.
2. Эльбрус - это самая высокая вершина Земли.
3. Нефть, торф, уголь, глина - это полезные ископаемые магматического происхождения.
4. Перуанское течение и Гольфстрим - это холодные течения.
5. Горизонтали - это линии на карте, соединяющие места, с одинаковой температурой воздуха.
6. Географическая долгота бывает северная и южная.
3) Показать на карте (игроки №2)
Команда 1
о. Гренландия;
Западно-Сибирская равнина;
Течение Гольфстрим;
Аравийское море;
п-ов Камчатка;
Команда 2
Саргассово море;
о. Мадагаскар;
Гималаи;
п-ов Индостан;
Перуанское течение;
Команда 3
Кавказ;
Красное море;
Течение Западных ветров;
Восточно-Европейская равнина;
Аравийский п-ов;
4) Задания для кроссворда ((Приложение 1) командное)
По горизонтали:
1. Периодически фонтанирующие источники кипящей воды и пара.
2. Пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.
3. Тип земной коры, состоящий из базальтового, гранитного и осадочного слоёв
4. Самые высокие горы на Земле.
5. Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
6. Уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи уловных знаков.
7. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200 метров.
8. Она бывает у всех объектов на карте. Северная и южная.
9. Превышение точки земной поверхности над уровнем моря.
По вертикали:
10. Наука.
5) “Что такое? Кто такой?” (объяснить термины – игроки №3)
Архипелаг;
Географические координаты;
Океанические течения;
Масштаб;
Солёность;
Меридиан.
6) “Весёлая география” (командное)
№ 1
С “К” - я в классе на стене, горы, реки есть на мне.
С “П” - от вас не утаю - в том же классе я стою.
К |
П |
№ 2
Корабли меня обходят, знает лоцман наизусть.
Если “Л” на “Д” заменят, то металлом окажусь.
Л |
Д |
№ 3
Я глубока и полноводна, Россия вся гордится мной.
Но “И” ты спереди прибавишь - и стану птицей я лесной.
И |
№ 4
На дне реки в прохладной тьме скрываюсь я века.
Но вот ты “Н” прибавил мне, я - в Африке река.
Н |
№ 5
Я к углеводам отношусь, сластёнам нужен я всегда.
Но я в пустыню превращусь, едва ко мне прибавишь “А”.
А |
А |
А |
А |
А |
№ 6
С “А” - Российская река, но не Волга, не Ока,
С мягким знаком – враг труда, не дружи с ним никогда.
А |
Ь |
№ 7
Я - Сибирская река, широка и глубока.
Букву “Е” на “У” сменить- стану ночью всем светить.
Е |
У |
№ 8
С буквой “З” оно блестит, в сейфах банковских лежит.
С буквой “Б” - гнилое место, там земля как будто тесто.
З |
Б |
№ 9
С “У” - она есть у людей, лапой звать то ж у зверей,
С “Е” - длиннющий водоём, не стоит водица в нём.
У |
Е |
7) “Картографы” (нарисовать условные знаки) Игроки №4
1. Луг;
2. Болото;
3. Кустарник;
4. Овраг;
5. Смешанный лес.
8) По географическим координатам определите объект: (командное)
1. 43° ю.ш. 147° в.д. (о. Тасмания)
2. 62° с. ш. 130° в.д. (Якутск)
3. 35° ю.ш. 58° з.д. (Буэнос-Айрес)
4. 39° с.ш. 77° з.д. (Вашингтон)
5. 18° ю.ш. 26° в.д. (вдп. Виктория)
6. 30° с.ш. 32° в.д. (Каир)
9) По данным определениям отгадайте географический термин или понятие: (игроки №5)
1. Материковый, вулканический, коралловый, необитаемый… (остров)
2. Подземная, извилистая, горная, судоходная… (река)
3. Звёздный, кислотный, грибной... (дождь)
4. Дружеская, загрязнённая, земная, непринуждённая… (атмосфера)
5. Морское, глубинное, холодное, быстрое… (течение)
4. Подведение итогов